31.10.2005 Из офиса - в сад Нет такого офисного работника, который бы не мечтал однажды бросить все, уехать за город и заниматься чем-нибудь прекрасным, например выращивать цветы. Мечты почти всегда остаются мечтами: так круто изменить свою жизнь решаются немногие. И совсем единицы умудряются превратить это хобби в успешный бизнес. Уолту Митнику надоело быть наемным работником. После того, как он 16 лет проработал генеральным директором TJ International, крупной американской компании по производству стройматериалов, он уволился, чтобы рыбачить и заниматься любимым делом — садоводством. “Мне казалось, что все это — собственное дело, малую родину и садоводство — можно совместить и при этом зарабатывать деньги”, — говорит Митник. Для этого он собрал собственные сбережения, заложил имущество, влез в долги и купил в 1998 г. за $17 млн местную сеть магазинов садоводческих товаров. Теперь он председатель совета директоров и гендиректор торговой сети SummerWinds Garden Centers. Его доход уменьшился в четыре раза, а основная часть времени по-прежнему уходит на выполнение менеджерских обязанностей, а не работу с растениями и землей. В 2001 г., после терактов 11 сентября, дизайнер Хайди Карлссон переехала из Нью-Йорка в Мехико, в дом с большим садом. “Мне нравилось возиться с землей, — рассказывает она. — Я подумала: а почему бы мне не зарабатывать на этом деньги?” Она спланировала несколько садов для своих друзей в Мексике и Швеции, куда они с мужем переехали. Потом Хайди решила серьезно взяться за дело и пошла учиться. Ландшафтному дизайну она училась в Лондоне, Токио и Далласе. Мечта Хайди Карлссон — создавать лечебные сады и пространства для медитаций на курортах. На рынке товаров и услуг для садоводов никогда не будет сумасшедшего роста, считают в американской Национальной ассоциации садоводов. Последние годы розничная торговля в этом сегменте растет в среднем на 1% в год, достигнув в прошлом году $36 млрд. В этом бизнесе присутствует фактор сезонности, большая часть продаж приходится на весну и лето. Садоводческую “делянку” обрабатывают самые разные люди и компании, которые оказывают очень широкий спектр услуг. “Растительная работа” — довольно популярное занятие для частников: больше четверти всех ландшафтных архитекторов — индивидуальные предприниматели. А в среднем магазине садового инвентаря работает всего семь человек. В России первые компании, специализирующиеся на ландшафтном дизайне, появились в 1993 г. “В 1990-е гг. нужны были небольшие уставные средства, чтобы начать бизнес”, — говорит Ирина Карцхия, гендиректор и основатель компании “Архитектурная фирма Архиз”. Идея открыть свое дело пришла к ней в 1990 г. после поездки в США, где Карцхия посетила множество компаний, занимавшихся ландшафтным дизайном. Она понимала, что идет на рискованный шаг. “Но ведь я собиралась заниматься тем, что я знаю и умею”, — говорит она. Карцхия наняла 18 человек, сняла офис и занялась наработкой клиентской базы. Сейчас в штате ее компании числится 20 человек и еще примерно столько же работает по контрактам. “Архитектурная фирма Архиз” выполняет заказы крупных предприятий и организаций. Есть у нее и частные клиенты. Не обошлось без трудностей, но она вполне довольна своей судьбой. “Мне пришлось научиться продумывать свои действия на пять шагов вперед. Я несу большую ответственность. Но я бы не смогла сегодня быть наемным работником. За эти годы я развила и отточила в себе такие качества, как самостоятельность, лидерство, свобода принятия решений. Мне было бы психологически сложно работать по найму”, — говорит она. С многочисленными трудностями сталкивается еще одна предпринимательница, занимающаяся ландшафтным проектированием. Лада Соловьева, гендиректор и основатель компании “Гарден Сервис “Желтые хризантемы”, создала свой бизнес в апреле 2005 г. По образованию она агроном и в течение многих лет занималась реализацией своих проектов, работая по найму в ландшафтных компаниях. Свой бизнес Соловьева открыла не только потому, что хотела достойно зарабатывать. “Я знаю, что мои проекты очень красивые. Я дарю людям красоту, и это делает меня счастливой”, — говорит она. Однако на практике бизнес выглядит трудоемким занятием. У Соловьевой пока всего несколько заказов. Она сама ездит на все объекты, сама обо всем договаривается с клиентами. Работа по организации лежит полностью на ней. А реализацией проектов занимаются наемные работники, которые работают по договору. “Я много работаю, сильно устаю, но довольна результатами своего труда”, — говорит предпринимательница. Ее клиентская база неуклонно растет, хотя ”Гарден Сервис “Желтые хризантемы” не дает рекламы. Клиенты рассказывают о компании своим знакомым, и Соловьева получает новый заказ. |