28.10.2005 М.Мень: сотрудничество Москвы с регионами - важное направление 27 октября в Москве прошла научно-практическая конференция на тему: «Межрегиональные связи Москвы и субъектов РФ: расширение, диверсификация и оптимизация» под председательством заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Михаила Меня. В мероприятии приняли участие представители московских министерств и департаментов, имеющих непосредственное отношение к межрегиональному сотрудничеству, а также представители администраций из регионов России. Открывая работу конференции, М. Мень отметил, что межрегиональное сотрудничество Москвы является одним из важнейших направлений деятельности городских структур, Москва имеет договорные отношения 79 регионами России. Однако только с 39 из них подписаны протоколы о сотрудничестве. «При этом именно подписание протокола обеспечивает реальное деловое сотрудничество», - отметил он. М. Мень также сообщил, что у Москвы сложился напряженный баланс ввоза-вывоза продовольственных и непродовольственных товаров. Ввоз товаров в Москву в разы превышает их вывоз, «и это соотношение исправляется очень медленно»: если в 2003 году ввоз превышал вывоз в 6,4 раза, то в 2004 году это соотношение сократилось до 5,5. Это означает, что научный и промышленный потенциал столицы используются неэффективно, и нет продвижения московских товаров на региональные рынки. Объем поставок Москвы сильно превышает поставки в Москву из регионов. Например, за последние шесть лет объем товарооборота Москвы только с Вологодской областью увеличился в 6 раз, но это увеличение шло за счет роста количества поставок товаров из Вологодской области в Москву. М. Мень заверил собравшихся: «мы исключаем мысль, что будем исправлять подобный перекос за счет сокращения закупок из регионов». По его мнению, необходимо увеличивать объем товарооборота за счет закупок московской продукции, подключив к решению этой проблемы руководителей регионов и представителей научных кругов и бизнес-сообщества. М. Мень обозначил главные задачи для решения этой проблемы: повышение результативности межрегионального сотрудничества; создание целостной системы управления и координации деятельности всех субъектов регионального сотрудничества; реализация комплексных эффективных мер по увеличению привлеченных средств на основе расширения числа участников межрегионального сотрудничества, прежде всего за счет хозяйствующих субъектов и их стимулирования (представления экономических льгот и преференций), обеспечения информационной поддержки этой сферы деятельности. Председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики правительства Москвы Алексей Александров в своем докладе отметил, что на сегодняшний день регионы России становятся важнейшими рынками сбыта для продукции промышленности Москвы. В регионы вывозится 95% произведенных в столице потребительских товаров и порядка 40% продукции производственно-технического назначения. Порядка 50% всего вывоза приходится на субъекты ЦФО. Кроме того, крупными потребителями московской продукции является Санкт-Петербург, Самарская, Свердловская и Нижегородская области, а также Краснодарский край. «Но несмотря на реальные достижения, межрегиональное сотрудничество Москвы испытывает серьезные проблемы», - подчеркнул глава комитета. По его мнению, в первую очередь речь идет о недостаточной научной проработанности управленческих решений по данному вопросу, глубоких диспропорциях в балансе ввоза и вывоза товаров и услуг, недостаточном развитии инфраструктуры межрегионального сотрудничества, слабом участии предпринимательской общественности в выработке принципиальных положений политики города в сфере межрегионального взаимодействия и недостаточном использовании экономических рычагов для развития межрегионального сотрудничества. «Для нас очевидна необходимость расширения межрегиональных связей, развитие форм их реализации. Задача стоит не в увеличении количества партнеров, а в выходе на качественно новые взаимоотношения», - отметил А. Александров. По его мнению, на сегодняшний день нет статистических данных по межрегиональному сотрудничеству, что приводит к бессистемному характеру его организации. Поэтому необходимо принятие краткосрочной и долгосрочной программ межрегионального сотрудничества с учетом прогнозирования такого сотрудничества на основе проведенных маркетинговых исследований по межрегиональным связям и перспективам их развития. «Необходимо создание единой базы данных, объединяющей все ресурсы Москвы по межрегиональному сотрудничеству, и карты региональных связей Москвы с выделением проблемных зон», - заключил глава комитета по межрегиональному сотрудничеству. По мнению заместителя председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Самсона Резника, необходимо принять организационные меры для более широкого развития межрегионального сотрудничества в решении общих проблем для регионов: экология; инновационные разработки; сфера ЖКХ; развитие сферы проводящей сети (оптового звена). Первый вице-президент МЦРП Геннадий Аскинази рассказал о действиях МА "Системы ММЦ" в продвижении товаров, производимых на малых предприятиях Москвы. По его мнению, такая форма взаимодействия, как деловые миссии в регионы, могла бы быть эффективна для продвижения московской продукции в целом, а не только для малых предприятий. «Деловым миссиям, которые обычно воспринимаются только как бизнес-туризм, мы постарались придать совершенно новое профессиональное звучание. В "Системе ММЦ" деловые миссии используются как эффективная форма продвижения товаров и услуг на новые региональные рынки. Результатом такой работы стало заключение в 2005 году 418 контрактов малых предприятий Москвы с региональными партнерами», - резюмировал вице-президент МЦРП. |