27.10.2005  МЭРТ: россияне любят путешествовать и не любят чинить одежду

   За 9 месяцев 2005 года прирост объема платных услуг составил 7.0%, что немного ниже динамики роста услуг в 2004 году за аналогичный период (7.3%). Об этом говорится в докладе МЭРТ РФ «О текущей ситуации в экономике РФ в январе-сентябре 2005 г. и оценках до конца года».
   В МЭРТ отмечают, что позитивная динамика развития рынка платных услуг в целом происходит на фоне «весьма неравномерной тенденции развития отдельных сегментов рынка услуг». Наивысшие темпы роста демонстрируют виды услуг, являющиеся «лидерами» по спросу населения на них.
   Среди них особое место на протяжении длительного времени занимает рынок услуг связи. Его «лидером» по объему услуг связи для населения по-прежнему остается мобильная связь, на долю которой приходится более 40% в общем объеме услуг связи. По экспертным оценкам АСМ – Consulting только за первые 7 месяцев 2005 года появилось около 28 млн. новых абонентов, и проникновение услуг сотовой связи в России достигло 70% или 102.4 млн человек, а в столицах превысило количество населения. В Москве проникновение достигло 121%, в Санкт-Петербурге – 105%.
   Развитие фиксированной телефонной связи в течение последних десяти лет также шло по нарастающей, однако полностью удовлетворить потребности населения в услугах телефонной связи пока не удалось: к началу 2005г. оставалось 3.4 млн неудовлетворенных заявлений на установку телефона.
   В сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры действие рыночных механизмов частично ограничено в силу необходимости обеспечения всеобщей доступности этих видов услуг. Однако в результате малоэффективной работы бюджетного сектора, низкого качества услуг, оказываемых на безвозмездной основе, в ряде случаев происходит неконтролируемое замещение бесплатных социальных услуг платными.
   Наивысшие темпы роста из всех видов услуг социальной сферы в настоящее время демонстрирует рынок платных услуг физической культуры и спорта. Из общего числа занимающихся спортом около 7% посещают занятия на платной основе. Рост рынка платных услуг 9 месяцев текущего года составил 46%. Только в августе текущего года их объем увеличился в 2.2 раза по сравнению с августом 2004 года.
   Сохраняется устойчивое расширение рынка платных медицинских услуг. Прирост данных услуг за 9 месяцев текущего года составил 5.8%, что на 0.2 пункта выше аналогичного периода прошлого года.
   Если несколько лет назад изменение объема платных услуг образования было тесно увязано с уровнем благосостояния, то в настоящее время платные услуги высшего образования постепенно перестают быть альтернативой бесплатным и развитие платности этих услуг воспринимается как неизбежность. Особенно возрос спрос на предоставление платных услуг в области профессионального и дополнительного образования. Доля студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях с полным возмещением затрат, достигает 40%, в высших учебных заведениях – 60%.
   Вялое расширение рынка санаторно-оздоровительных услуг обусловлено отсутствием полноценной структуры оздоровления и развлечений, отвечающих современным требованиям. Доля санаторно-оздоровительных услуг в общем объеме платных пока не превышает 1.6%.
   Обращает на себя внимание некоторое замедление темпов роста услуг в сфере культуры. В МЭРТ объясняют это большими темпами роста в предшествующий период.
   После продолжительного периода снижения объема туристских услуг в России, в последние годы наблюдается расширение этого рынка. Особо следует отметить взрывной характер динамики внутреннего туризма в начале 2005 года. За 9 месяцев текущего года объем туристских услуг в России возрос на 21.3%, подавляющее большинство которых приходится на долю внутреннего туризма. В то же время за I полугодие текущего года выездной туристский поток сократился на 0.4 процента. Сократился и въездной туризм более чем на 10%, что обусловлено небольшой привлекательностью России в силу неразвитости инфраструктуры и иных причин.
   Изменение потребительских предпочтений в потреблении отдельных видов услуг наиболее наглядно демонстрирует рынок бытовых услуг. При общем росте на 5.8%, по отдельным видам этих услуг динамика существенно разнится.
   Услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования и по ремонту и строительству жилья и других построек занимают более половины объема бытовых услуг и их рост за 9 месяцев 2005 г. составил соответственно 16.2% и 8.6%. Развитие туризма, физкультуры и спорта привели к наращиванию объемов услуг фотоателье и фото- и кинолабораторий (за 9 месяцев 2005 г. представление услуг возросло на 12.3%).
   В то же время динамика изменения таких видов бытовых услуг, как ремонт и пошив швейных и трикотажных изделий и ряда других услуг, носит отрицательный характер. Снижение объемов характерно и для таких видов бытовых услуг, как химическая чистка и крашение, услуги прачечных, услуги бань и душевых и ряда других услуг. Эта тенденция сложилась в условиях определенного насыщения в этих услугах высокодоходных групп населения, и невозможностью их потребления низкодоходными группами населения ввиду высокой их стоимости.
   За 9 месяцев текущего года населению было предоставлено платных жилищно-коммунальных услуг на 389.2 млрд рублей. Несмотря на принимаемые меры на всех уровнях, эта отрасль остается в разряде дотационных, с неравномерно развитой инфраструктурой по регионам России, страдает отсутствием достаточного нормативно-правового обеспечения ее развития и как следствие, потребление населением жилищно-коммунальных услуг растет незначительно.