27.10.2005  МЭРТ: потребительский рынок - по-прежнему локомотив российской экономики

   Темпы роста оборота розничной торговли в январе-сентябре 2005 г. составили 11.7% к соответствующему периоду 2004 года. Об этом говорится в докладе МЭРТ РФ «О текущей ситуации в экономике РФ в январе-сентябре 2005 г. и оценках до конца года».
   В министерстве отмечают, что потребительский рынок по-прежнему оказывает определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне.
   По данным МЭРТ, в структуре использования доходов населения за январь-август текущего года доля потребительских расходов составила 72.7% всех объемов денежных доходов населения (из них расходы на покупку товаров – 55.1%), тогда как за аналогичный период 2004 года только 54%.
   Увеличение доходов населения и замедление роста цен на непродовольственные товары обусловило не только расширение оборота розничной торговли, но и создало условия для позитивных изменений в его структуре. Так, сохраняется тенденция уменьшения продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В сентябре 2005 г. удельный вес продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, составил 79.0%, доля рынков составила 21.0% (в сентябре 2004 года соответственно 77.9% и 22.1%).
   Более динамично развивалась продажа непродовольственных товаров. Оборот непродовольственных товаров за январь-сентябрь 2005 г. возрос на 13.3%, продовольственных товаров - на 10%. В структуре оборота розничной торговли удельный вес непродовольственных товаров в сентябре 2005 г. составила 54.5% (в сентябре 2004 г. – 54.9%).
   В 2005 году наблюдается устойчивое снижение уровня товарных запасов в розничной торговле, что является косвенным подтверждением продолжающегося чрезвычайно сильного и устойчиво растущего потребительского спроса.
   В текущем году произошло замедление прироста оборота общественного питания, который в I квартале составил лишь 7.7%, во II квартале - 11.4%, в III квартале – 10.7%, тогда как в 2004 году его прирост составлял соответственно 10.7%, 11.3% и 10.4%.
   Особенностью 2005 года является резкое замедление темпов продаж алкогольной продукции. За 8 месяцев текущего года населению было реализовано 93.0 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что только на 2.2% выше, чем за аналогичный период 2004 года, тогда как в 2004 году рост составил 6.9%. Такое торможение обусловлено замедлением роста продаж водки и ликеро-водочных изделий, виноградных и плодовых вин и пива. Одновременно с этим существенно ускорились продажи шампанских и игристых вин.
   В министерстве отмечают, что сохранение потребительского «бума» во многом происходит за счет ощутимой подпитки со стороны потребительского кредитования: за 8 месяцев текущего года объем банковских потребительских активов увеличился почти в полтора раза. Доля кредитов населению в совокупных активах банковской системы превысила 10% (против 7% год назад). При этом потребительское кредитование несет и более высокие риски: доля просроченной задолженности по таким кредитам превышает 2% при 1.5% для кредитов предприятиям.
   К концу текущего года МЭРТ прогнозирует замедление темпов роста потребительского рынка. Это произойдет как вследствие насыщения потребностей покупателей по отдельным товарным группам, так и за счет торможения роста реальных доходов населения при сохранении инфляционного давления.
   По предварительной оценке МЭРТ, прирост оборота розничной торговли в 2005 году ожидается на уровне 11.9% в то время как в 2004 году он составлял 12.5%. Рост продаж по непродовольственным товарам по итогам 2005 года замедлится до 13.0 – 13.9%, по продовольственным товарам до 9.8-10.1%, в то время как в 2004 году они увеличились соответственно на 14.4% и 10.4%.