25.10.2005 В.Христенко: малый бизнес должен включиться в производство автокомпонентов Во вторник в Вашингтоне стартовал очередной раунд переговоров России и Америки в рамках энергетического диалога и сотрудничества в промышленной сфере. На этот раз российской делегации предстоит обстоятельное знакомство и с пятью индустриальными центрами Америки. По словам главы российской делегации, министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, отношения России и Америки уже подошли к такому этапу, когда можно обсуждать совместные проекты, конкретные действия. Этим объясняется обширная программа встреч и переговоров российской и американской стороны, государства и бизнеса. Что касается самой программы, то на время пребывания в Вашингтоне запланированы переговоры с министром торговли Карлосом Гутьерресом, с представителями ключевых ведомств промышленно-энергетического комплекса США, в частности, с министром энергетики Сэмюелом Бодмэном, главой сенатского комитета по энергетике Питом Доменичи, а также главой комитета по энергетике Палаты представителей конгресса Джо Бартоном. В ходе встреч с американскими нефтяниками в Хьюстоне предполагается обсудить возможности развития отношений двух стран в области поставок энергоресурсов, в частности, проекты по развитию российской транспортной инфраструктуры углеводородов и перспективы поставок в США сжиженного природного газа (СПГ). Как рассказал Виктор Христенко, за последние годы рынок автомобильной продукции планомерно уступал место иномаркам двух категорий - подержанным и новым. «И это проблема реальная, которая говорит о том, что либо мы будем завозить готовые автомобили и их покупать, либо мы сможем создать условия для того, чтобы производство этих автомобилей, которые сегодня завозятся в Россию, осуществлялось на территории России, что и будет российским автомобилем. Именно по этому поводу и было принято решение по созданию режима промышленной сборки. И только те производители, которые приходят в Россию, для того чтобы здесь организовывать производство, а стало быть, проинвестировать все то, что связано с конвейерными линиями, со сваркой, окраской кузовов и потом производством комплектующих или приобретением у российских производителей этих комплектующих, могут быть освобождены от этих пошлин на комплектующие», сказал Христенко. Этот режим создан специально для инвесторов, причем не только иностранных. Если говорить о режиме "промышленной сборки", то требование достижения разумного уровня специализации в крупносерийном автомобильном производстве определяет вектор движения к новой структуре отечественного автопрома. К тому же сборка в отдельности не обеспечивает такого же вклада в добавленную стоимость, как интегрированное производство. И для повышения этого вклада необходимо развитие производства автокомпонентов, отметил глава российской делегации. Одним из положительных следствий формирования новой структуры автопрома должно стать широкое вовлечение в производство автокомпонентов предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающих большую гибкость производственной структуры, считает В.Христенко. Количество поставляемых по сниженным пошлинам автокомпонентов будет ограничено количеством заявленных для сборки автомобилей на конкретных предприятиях и не должно вызвать снижения производства автокомпонентов российскими заводами. Он подчеркнул, что постановление не затрагивает вторичный рынок автокомпонентов и действует только в отношении предприятий (как российских, так и зарубежных), осуществляющих промышленную сборку на территории России. Примечательно, что все серьезные инвесторы, реализующие проекты промышленной сборки иномарок в России, планируют использовать автокомпоненты российского производства. И это не следствие принуждения со стороны государства, а естественное бизнес-решение, продиктованное логикой частного предпринимателя. Поэтому неизбежен и рост спроса со стороны автосборщиков на продукцию российских предприятий из смежных отраслей - металлургов, химиков и других. За полгода в России собрана 71 тысяча иномарок - это на 23 процента больше, чем в прошлом году. Во второй половине года темпы роста должны ускориться. «Следует понимать, что выход на проектную мощность любого производства, тем более предполагающего существенную степень локализации автокомпонентов, занимает определенное время. Поэтому мы ожидаем полномасштабный эффект на российский рынок автомобилей от решений по промышленной сборке примерно через два года», - сказал министр. Россия чрезвычайно заинтересована в расширении партнерства по самым важнейшим для нее секторам: авиастроение, автомобилестроение, химия, металлургия. Интересует также и развитие IT-технологий, весь сегмент телекоммуникаций, включая космос. «Наши предприятия в состоянии покупать не только технологии, включая самые передовые, но и объекты бизнеса и в других странах, в том числе и в Соединенных Штатах. Это касается и цветной и черной металлургии, где у российского бизнеса достаточно крепкие позиции», - подчеркнул В.Христенко. |