24.10.2005 Рынок мобильников переходит к активным поглощениям Сегодня федеральные сети с воодушевлением рапортуют о договорах с небольшими компаниями в пару десятков салонов. Так, Dixis заключила франчайзинговое соглашение с томской компанией "Комстар-Телеком", а Divizion - с ивановской "Сеть+". На подножку уходящего поезда решила вскочить и "Евросеть". Компания на днях заявила о реанимации бренда "Техмаркет". Сеть, задолжавшую производителям телефонов несколько миллионов долларов, компания купила еще в августе. По собственным прогнозам сотовиков, в 2006 году возможности для экспансии закончатся, но далеко идущих планов сети и не строят. Федеральные сети по продаже мобильных телефонов активно поглощают мелких конкурентов в регионах: скупают или заключают договор франшизы. "Есть опасение, что франчайзи будут не в лучших условиях, чем собственная сеть (при выделении бюджета на рекламу, при товарном обеспечении и т.д.). В долгосрочной перспективе сценариев расхождения миллион. Как один из вариантов - подписать договор франшизы, а потом задавить товарно или финансово. И скупить по дешевке", - говорит представитель одной из сетей. Участники рынка говорят, что процесс консолидации этого рынка закончится уже в 2006 году - в России просто не останется объектов для поглощения. "Небольшие компании уйдут с рынка, будут проданы или будут работать по франшизе. А конкуренция на рынке будет такой же, как у сетей по продаже бытовой техники, таких, как "Эльдорадо, "Мир", "М.Видео", - говорит Очир Манджиков, пресс-секретарь группы компаний Divizion. Участники рынка лелеют надежды, что на рынке останется несколько самых крупных игроков - 4-5 федеральных сетей. Или десять, если на рынке сумеют удержаться крупные региональные сети. Дальнейшая борьба будет вестись инструментами, характерными для развитых рынков, - введением новых услуг, снижением издержек, расширением ассортимента. Не исключают игроки и прихода крупных западных сетей, например греческой "Германос". Аналитики считают, что сетям придется больше внимания уделять покупателям. Ведь большинство телефонов покупается на смену старой трубке. А значит, удержать покупателя станет важной задачей. "Здесь можно провести прямые параллели с сотовыми компаниями. Когда рынок развивался хаотично, было много операторов и стандартов. Но затем выделились свои лидеры, а оставшиеся мелкие компании тихо доживают свой век. Также уйдут в прошлое бешеные темпы развития, когда компании вырастали в несколько раз за один год. Хотя не исключен и вариант, что сети будут продолжать активную экспансию в странах ближнего зарубежья. Если им не удастся закрепиться за пределами России, они будут развивать пограничные виды бизнеса, хотя сотовые телефоны останутся "локомотивом торговли", - прогнозирует Ростислав Мусиенко, аналитик компании БКС. |