17.10.2005  Рынок аудита ждут изменения

   Через 10 лет после создания рынок аудита в России оказался на пороге новых правил, которые установило государство. Как говорят аналитики, принципов, которые предлагает государство, придерживается большинство аудиторских и консалтинговых компаний в мире.
   Условно российские компании можно разделить на 3 категории. Первая - государственные компании, которыми государство владеет либо полностью, либо обладает преимущественным правом собственности. Вторая категория - приватизированные предприятия. Третья – компании, созданные с нуля, не имеющие связи с государством. Главная особенность отечественного рынка в том, что коммерческие компании появились в России относительно недавно. Почти все крупные компании относятся к категории развивающихся, и большинство из них хочет выйти на международные рынки. Это и заставляет их проводить внутреннее реформирование, которое, в свою очередь, заставляет обращаться к международным аудиторским компаниям.
   Основные тенденции развития российского рынка аудиторских услуг зависят от того, в какую сторону будут двигаться требования государства к финансовой отчетности. Сейчас публичным компаниям, акции которых котируются на бирже, необходимо готовить отчетность по IFRS (International Financial Reporting Standards, МСФО). В разных странах действуют разные модели предоставления аудируемой отчетности. Сейчас наблюдается тенденция постепенного перехода национальных систем отчетности к IFRS. Фактически на эту систему постепенно переходит весь мир.
   Следующее новшество вступит в силу с 1 января 2006 г., когда отменяется обязательное лицензирование для участников рынка. Для продолжения деятельности придется вступать в одну из саморегулируемых организаций (СРО). Саморегулируемым организациям передаются полномочия разработки стандартов аудита, аттестации, контроля над качеством аудиторских услуг, ведение единого реестра аудиторов и аудиторских услуг.
   Однако, как считают некоторые представители аудиторского сообщества, законодатель не имеет права принуждать аудиторов к вступлению в СРО: это противоречит Конституции. Не до конца ясна и судьба аудиторских фирм. Исходя из критериев закона, часть аккредитованных при Минфине организаций должна либо объединиться, либо ликвидироваться, поскольку не отвечает предъявляемым минимальным требованиям по численности. Как считают аналитики, фактически искусственное увеличение численности членов СРО впоследствии не принесет пользы аудиторскому рынку.
   По одним прогнозам, весь 2006 год рынок аудита в России будет адаптироваться к новым условиям работы. Если СРО окажут на него «очищающее» действие, произойдет экстенсивный рост крупных компаний, которые начнут поглощать фирмы в регионах. Уже сегодня на рынке много предложений по продаже аудиторского бизнеса. Не исключено, что аудиторы переквалифицируются в консультантов по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и налоговых деклараций. По другим прогнозам, каких-либо революционных изменений не произойдет, и передела рынка не будет.