13.10.2005  Санкт-Петербург: рынок ресторанов готов к франчайзингу

   
   Количество предлагаемых новых франшиз на петербургском рынке общественного питания за последний год увеличилось в 3 раза.
   По данным КГ "Магазин готового бизнеса", в этом году на петербургском рынке на продажу свои франшизы выставили около 30 предприятий общественного питания, среди них такие, как "Кошкин дом", "ГУРМЕ", The Bus (Санкт-Петербург), "Коно Пицца" (Италия), "Едок" (Нижний Новгород), кофейня-суши "Сушка" (Челябинск), "Пицца ди Рома" (США) и др. В настоящее время на рынке общественного питания идет процесс усиления конкуренции и укрупнения различных компаний - это, по мнению игроков, подготовило рынок к активному развитию франшизного бизнеса.
   Покупая франшизу, новая компания получает как преимущества, так и недостатки. Чтобы сделать правильный выбор, нужно провести франчайзинговый аудит компании.
   "Перед тем как принять решение о покупке франшизы, следует обратить внимание на регистрацию товарного знака франчайзера, на его финансовую историю, на наличие у него специалистов, способных вести проект, начиная со стадии возникновения идеи о создании франшизы и до внедрения ее в жизнь, и т.д.", - рекомендует Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга.
   При покупке франшизы новой компании передаются все технологии и рецептуры, оборудование и сырье поставляются по более выгодным ценам, персонал обучает франчайзер, франчайзи получает маркетинговую и рекламную поддержку. За покупку франшизы он платит единовременный взнос, в настоящее время, по данным КГ "Магазин готового бизнеса", он составляет в среднем $15 тыс. Затем франчайзи выплачивает ежемесячные роялти в размере 5-7% от оборота либо фиксированную сумму. Иногда франчайзи также приходится ежемесячно делать отчисления в рекламный фонд - 2-3% от оборота.
   "Для нас сетевые рестораны - это новый бизнес-проект. Я считаю, те деньги, которые мы платим за пользование известной торговой маркой, за обучение персонала и т.д., вполне оправданны", - рассказывает Александр Доделов, заместитель генерального директора ООО "Русская трапеза" (сеть трактиров "Елки-Палки").
   С основными трудностями при покупке франшизы, как правило, будущие рестораторы сталкиваются на начальном этапе.
   "Франчайзи нужно самостоятельно искать помещение под кафе, а в настоящее время в Петербурге наблюдается дефицит таких площадей. Кроме того, практически невозможно получить кредит под франшизу, а франчайзер зачастую не готов выступать гарантом по кредиту из-за сложности проверки деловой репутации и платежеспособности инвестора", - рассказывает Андрей Гаврилов, консультант по франчайзингу КГ "Магазин готового бизнеса".
   Он считает, что сейчас на рынке франчайзинга обостряется конкуренция.
   Инна Салита, руководитель направления "Республика кофе" холдинга "Питрусс-Групп", говорит: "Продажа франшизы делает торговый знак более узнаваемым в городе и в регионах и обеспечивает стабильный ежемесячный доход от выплат роялти.
   Кроме того, расширение сети франчайзинговых точек увеличивает возможности сбыта нашей продукции. Недостатки работы с франшизой связаны с невозможностью контроля за своей торговой маркой. С этой точки зрения особо опасно выходить в регионы, нередко бывали случаи, когда франчайзи, например, меняли меню, добавляя в него водку или яичницу. Все это может нанести большой ущерб торговой марке".