11.10.2005  Санкт-Петербург: предприятиям малого и среднего бизнеса сложно выйти на рынок хлебопечения

   На межрегиональной конференции по хлебопечению, которая прошла в Санкт-Петербурге в конце сентября, вновь поднимался вопрос о конкуренции. Причем, обсуждение велось практически лидерами рынка - представителями компаний, которые находятся в перманентном состоянии победы над "малым частным бизнесом".
   По данным, приведенным исполнительным директором "Союза предпринимателей пищевой промышленности" Александром Зориным, в Петербурге 68,5% хлебопекарной промышленности состоит из 4 предприятий: "Хлебный Дом" (31,5% рынка), "Каравай" (21,4%), "Хлеб" (8,2%), "Заря" (7,4%). При явном доминировании на рынке "Хлебного дома" и "Каравая", суммарная доля которых составляет 53%, говорить о естественной конкурентной среде приходится лишь теоретически.
   Участникам олигополии конкуренция не нужна. И все же по инициативе Гильдии пекарей и Информационно-издательского центра "Статистика России" такой разговор состоялся.
   Дело в том, что на Западе хлебопеки живут иначе: на каждые 10 тыс. человек в развитой Европе приходится 3-4 хлебопекарни. В России гораздо меньше. В Петербурге, например, работают 217 хлебопекарен, 215 из которых занимают 47% рынка.
   Для оздоровления конкурентной среды ИИЦ "Статистика России" презентовал таблицу с рекомендуемым числом пекарен для каждого региона из расчета 3 пекарни на 10 тыс. жителей. Так, Петербургу рекомендовано довести количество хлебопекарен с 217 до 1302 и, соответственно, поднять численность занятых в отрасли работников с сегодняшних 10 тыс. до 60 тыс. В современных условиях это нереально, однако дискуссии на подобные темы всегда любопытны.
   Городское правительство уже пыталось пробудить хлебопеков к здоровому капитализму - в 1993 г. Тогда была принята Программа развития малого хлебопечения в Петербурге. Хватило нескольких лет, чтобы правительственные вариации на хлебные темы заглохли в условиях инертной действительности. Главный козырь, который мог быть использован малыми предприятиями в борьбе с монстрами, - выпуск мучных изделий оригинальных рецептур - практически без боя был отдан в руки предприятий-гигантов.
   Таким образом, сложилась, казалось бы, безысходная ситуация: выйти на рынок хлебопечения предприятиям малого и среднего бизнеса чрезвычайно сложно, а тех, кто на это отважился, становится все меньше и меньше. Александр Зорин придерживается более оптимистической точки зрения: "Малые предприятия существовать на рынке могут, - утверждает он. - Достаточно выпускать 3-5 т продукции в день; если она будет востребована, проблемы снимаются".
   Первая - сложившаяся на рынке олигополия установила высокие барьеры для вступления в рынок. Удовлетворить требования сетевых магазинов сегодня способны лишь предприятия с невысокими удельными издержками. Производственная рентабельность хлеба достаточно мала, небольшие предприятия просто не могут рассчитывать на процветание.
   Вторая проблема в том, что монополисты сегодня имеют возможность устанавливать правила продаж своей продукции, исходя из собственных интересов. И третья проблема общая - стоимость аренды земли в центре города совершенно не стимулирует развитие малого бизнеса.
   С лимитирующим ценообразованием, диктуемым лидерами рынка, а также с ценовой дискриминацией малым предприятиям следует бороться сообща: создать картель, согласовать ассортимент, ценовую и рекламно-информационную политику, выработать общую политику розничного маркетинга, наконец, заключить соглашение.
   Надо создавать условия, при которых лидеры рынка уже не смогут применять ценовую дискриминацию, и поменьше рассуждать о том, что эта дискриминация противоречит предпринимательской этике и принципам свободной конкуренции. Единственное, чем могут помочь власти города и антимонопольные службы - это совместно с ассоциацией убедить сетевые магазины отказаться от политики выдавливания малых предприятий из крупных универсамов. Но для начала надо создать картель, уверен А.Зорин.