07.10.2005 Малому бизнесу не суждено подняться за счет развития въездного туризма в России Развитие въездного туризма способно стимулировать деятельность регионального малого бизнеса, который, в свою очередь, может и должен улучшить качество предоставляемых туроператорами туристических услуг. Однако в обозримом будущем в России такой тандем невозможен из-за стагнации въездного туризама. К такому неутешительному выводу приводят данные, озвученные на пресс-конференции 6 октября в центральном офисе «Интерфакса», посвященной ситуации на рынке въездного туризма в стране. В мероприятии принимали участие президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, вице-президент РСТ, президент компании «КМП-групп» Владимир Канторович, руководитель Комитета по въездному туризму РСТ, генеральный директор компании «Академсервис» Леонид Исакович, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Сергей Шпилько в своем выступлении отметил, что Российский союз туриндустрии давно и неоднократно предупреждал о ближайшей перспективе снижения въездного турпотока в нашу страну. И сегодня, основываясь на данных официальной статистики, приходится констатировать, что в 2004 году количество прибытий иностранных туристов в Россию по сравнению с 1999 годом уменьшилось на 6,9%, а по сравнению с 2003-м – на 9,2%. За шесть месяцев 2005 года въездной турпоток в Россию снизился на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. По словам С. Шпилько, в 2004 году с целью туризма в Россию въехало 2861 тыс. человек. «Но даже если взять общее количество прибытий в 2004 году – чуть более 22 млн - и всех их считать туристами, то все равно доля России в мировом въездном потоке составляет менее 1%». Другое дело, что, по данным той же госстатистики, въезд до сих пор сокращался, в основном, за счет традиционно «челночных» направлений – Польши, Финляндии, Китая, а также из стран СНГ. Прибытия из экономически развитых стран, генерирующих реальные мировые турпотоки, из года в год увеличивались. Однако статистика по первому полугодию показала, что в этом году впервые по некоторым странам въезд с туристическими целями стал стагнировать (Испания, Канада, Нидерланды, Япония), а по целому ряду даже сокращаться (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Норвегия, Франция, Швейцария и т.д.) Но это, подчеркнул Сергей Шпилько, показатели официальной статистики. По оценкам же туроператоров, принимающих туристов в России, в прошедший летний сезон даже на наиболее популярных направлениях – Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо – зафиксировано сокращение прибытий на 20-25%. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке весьма популярных у иностранцев речных круизов. Журналистам были представлены итоги экспертного опроса 115 работающих на въезд туроператоров, который РСТ провел в 27 регионах России. По результатам этого исследования составлен рейтинг проблем, препятствующих развитию въездного туризма в нашу страну. Основные проблемы, препятствующие развитию въездного туризма, напрямую связаны с общеэкономической ситуацией, в частности, инвестиционным климатом в стране. Именно этим объясняется, например, дефицит гостиниц туркласса, т. е. уровня 2-3*, и других объектов туристической инфраструктуры. Но есть первоочередные вопросы, которые государство может решить, а некоторые уже начало решать. На прошедшем в Лондоне саммите, как известно, Россия и Евросоюз договорились об упрощении въезда в Россию для граждан экономически развитых стран. Речь пока не идет о туристах, но, тем не менее, это важный шаг для стимуляции въездных потоков. А договоренность о единой стоимости виз в 35 евро не только для стран Шенгенской зоны, но и для всего Евросоюза, дает основания надеяться, что и Россия в ближайшее время перейдет к реально паритетному варианту, а также сократит сроки выдачи виз максимум до трех-четырех дней, зарабатывая на количестве выданных въездных документов, а не на срочности их оформления. И решение этого вопроса упирается не столько в МИД, а в то, чтобы обеспечить достойное финансирование российских консульств за рубежом со стороны Минфина. При этом наши конкуренты – страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и даже СНГ, например, Казахстан, Киргизия, Украина - идут по пути перехода на режим безвизового въезда для экономически развитых стран и поэтапной отмены институтов подтверждения и обязательной регистрации. С. Шпилько также отметил, что помимо снижения таможенных пошлин на импорт воздушных пассажирских судов, на котором сейчас настаивает Минэкономразвития, необходимо срочно рассмотреть вопрос о снижении, а лучше отмене таможенных пошлин на импорт современных туристических автобусов. Сегодня, чтобы ввезти в страну современный автобус, надо к его цене прибавить 20% - таможенная пошлина, 18% - НДС, 2,2% - налог на имущество. В итоге стоимость его для российских компаний увеличивается на 44% по сравнению с ценой, которую платят за такую же машину в странах Балтии. Конкретно: установка таможенных пошлин на автобусы старше 7 лет в 3 евро за 1 куб. см двигателя увеличивает стоимость комфортабельного и безопасного западноевропейского туристического автобуса на 36 тыс. евро. В результате многие турфирмы не могут вообще позволить себе не только новые, но даже подержанные автобусы недавнего года выпуска. В результате оказывается под угрозой безопасность туристов, которых возят на старых автобусах с соответствующими техническими характеристиками. По данным таможенной статистики, за шесть месяцев 2005 года в страну ввезено 176 новых туристических автобусов. А подержанных – 1493, в том числе 163 – 80-х годов выпуска и 1042 – 1997-98 годов, ввезенные из Китая и Кореи. Аналогичная проблема с речными круизными судами, которых реально в России не строят, а при импорте накручивается 23% стоимости (18% НДС плюс 5% таможенные пошлины). Сроки окупаемости, опять же, зашкаливают далеко за 10 лет. Иными словами, без кардинального снижения налогов и таможенных пошлин на импорт транспортных средств для перевозок туристов реальных перспектив укрепления позиций на мировом туристическом рынке у России просто нет. Этот же вопрос необходимо срочно решать и в отношении импортного оборудования – лифтового, холодильного, вентиляционного и др. - для гостиниц и других предприятий индустрии гостеприимства. Еще одна не менее важная проблема, по мнению президента РСТ, - некоммерческая реклама туристических возможностей страны за рубежом. Из федерального бюджета на это выделяется всего 3 млн. евро, включая не только непосредственно рекламные акции, но и выставки, конференции и прочие мероприятия, проводимые Федеральным агентством по туризму. А, например, Польша в 2006 году намерена потратить на свое продвижение более 60 млн евро. Даже Франция, давно лидирующая на рынке въездного туризма, выделяет на рекламу страны 60 млн евро, не считая региональных бюджетов. В среднем же каждая страна Евросоюза тратит на некоммерческую рекламу 34 млн евро. Поэтому в России расходы на эти цели из федерального бюджета, если страна действительно делает ставку на развитие туризма, не могут составлять меньше $100 млн. в год. «И пора, наконец, признать экспортный характер предпринимательской деятельности в области въездного туризма, предусмотрев соответствующие льготы по НДС», - убежден С. Шпилько. Он подчеркнул, что без решения хотя бы вышеупомянутых первоочередных проблем нам еще долго придется удивляться тому, что в Россию приезжает так мало иностранных туристов. Въездным туризмом в стране реально занимается не более 1-2% зарегистрированных фирм, а дефицит платежного баланса по статье «Поездки» в 2004 году, по данным Банка России, составляет более $10,5 млрд. За последние десять лет поток иностранных туристов в нашу страну уменьшился на 70%, а доходы от внутреннего туризма в 2004 году составили лишь $24 млн, хотя объем этого рынка оценивается в $8 млрд. Некоторые эксперты считают, что сложившаяся ситуация означает кризис. Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько уверен, что ответственность за создавшуюся ситуацию, прежде всего, лежит на государстве. С. Шпилько отметил, что за последние годы идет перераспределение турпотока в частный сектор на Черноморском побережье: за последние годы идет лавинообразное строительство малых гостиниц и гостевых домов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, активно строятся гостиницы за рубежом за счет российских инвестиций. «Мелкий и средний бизнес активно вкладывается в гостиничное строительство, но крупные гостиничные проекты в России не реализуются. А все потому, что для этого нужно идти за разрешением к чиновникам», - пояснил президент РСТ. Он сообщил, что география въездных турпотоков в России ежегодно расширяется, и интерес к ним со стороны иностранных туристов становится все больше. С. Шпилько назвал такие новые направления как Дальний Восток, Хабаровский край, Амурская область, Байкал и Камчатку, которые на сегодняшний день чрезвычайно востребованы. Он также назвал комбинированный тур «Саянское кольцо». Кроме того, северные районы привлекают большой поток туристов по рыболовным турам. Стоимость туров составляет $ 5 тыс. «Маршрутов в России много и ресурсы не ограничены, но мало качественных продуктов. Запуск тура, подобного «Саянскому кольцу», требует значительных финансовых вливаний, а продвинуть за рубеж подобную услугу тем более. Поэтому нехватка инвестиций сказывается негативно на развитии регионального туризма», - пояснил С. Шпилько. Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», он заявил, что в регионах очень перспективна деятельность малых туристических компаний. Президент РСТ считает, что оперировать по таким маршрутам как «Золотое кольцо», по Москве и Санкт-Петербургу малому бизнесу будет тяжело, т.к. это большие финансовые потоки, серьезные депозиты, предоплаты и гарантии. Но в регионах, и необязательно дальних, организация специальных видов туризма с посещением заповедных зон, рыбалкой, охотой и других видов – огромный простор возможностей для работы малого бизнеса. Впрочем, по данным президента РСТ, за четыре года стоимость среднего тура для иностранцнных туристов возросла в 2-2,5 раза за счет всех составляющих, таких как транспортные расходы, стоимость услуг музеев(основные музеи, такие как «Эримтаж», «Третьяковская галерея» и др. - это естественные монополии, которые диктуют цены на рынке), стоимость питания и услуг гостиниц. "При сегодняшних ценах Россия становится неинтересна для иностранцев", - отметил он. Владимир Канторович добавил, что на сегодняшний день не существует единой туристической политии, а это значит, что «каждый на рынке туруслуг стремится урвать себе прибыль». Он отметил, что туроператоры столкнулись с искусственно создаваемым фактором – дефицита гостиниц, прежде всего, в Москве. Со сносом гостиницы «Россия» Москва лишится 5,5 тыс. мест, это приведет к дефициту гостиничных мест, а значит, цены на гостиницы будут тут же взвинчены. Однако, по его мнению, предлагать услуги частных гостиниц и сдавать в аренду квартиры для иностранцев – это утопия - у нас никто не отменял регистрацию. Есть эксперименты регистрации через фирмы в частных гостиницах, но режим регистрации в том виде, в котором он сохранился на сегодняшний день, предполагает, что виза должна быть зарегистрирована фирмой, имеющей разрешение. В противном случает – штраф за пребывания в стране больше трех дней. Как пояснил президент компании «КМП-групп», подобный визовый режим не дает возможности малому бизнесу участвовать в организации гостиниц для иностранных туристов или просто предоставит возможность пожить в частном секторе. Если такие услуги и предлагаются на рынке, то это в обход законодательства. На бумаге иностранца регистрируют в гостинице, а на деле он живет в деревенском доме. Однако, по мнению В. Конторовича, такие случаи редкость, т.к. туроператор рискует лишиться лицензии. По его мнению, для того чтобы сделать этот рынок цивилизованным, необходимо менять визовый режим для иностранцев. |