07.10.2005 Качество товара зависит от покупателя В Москве прошла церемония награждения организаций-лауреатов премии Правительства РФ в области качества. Прошла практически незамеченной СМИ и общественностью, несмотря на то, что о проблемах качества российских товаров сегодня говорят достаточно часто, а данной награды за почти десятилетие ее существования (вручается она с 1997 г.) удостоились лишь 65 из 900 претендентов. Возможно, причина тому - определенная специфика самой премии. В конкурсе оценивается не конкретный продукт или услуга, а предприятие в целом. При этом учитываются, например, система управления компанией, удовлетворенность персонала, отсутствие задолженности по налогам. Логика организаторов понятна: премия разработана по европейским методикам и призвана помочь российским производителям стать более конкурентоспособными на международных рынках, где репутация предприятия имеет значение. Но российская ментальность все же заметно отличается от европейской, и возникающий при таком подходе политический подтекст нивелирует положительное восприятие премии. Впрочем, эксперты склонны видеть иное объяснение ситуации. По данным Национального фонда защиты прав потребителей, помимо названной награды, в России существует 32 "качественных" премии. Причем, две трети из них – коммерческие, то есть за определенную плату практически любой желающий может стать обладателем соответствующего диплома, приза и т.д. В результате полки магазинов пестрят товарами со всевозможными медальками на упаковке, но далеко не все из них являются действительно качественными. Это делается с целью улучшить имидж фирмы и привлечь побольше клиентов. Конечно, коммерческие награды девальвируют все премии в области качества, и потребитель перестает им доверять. Запретить "платные" премии сложно. Да и бессмысленно запрещать – лазейка в законе всегда найдется. Спокойно наблюдать, как отмирает сама идея "гарантии качества" – тоже не вариант. Подобные премии существуют в большинстве развитых стран мира и, действительно, являются неплохим стимулом для развития предприятий и усиления конкуренции. Да и конечному потребителю все-таки необходимы какие-то ориентиры. Выход есть в более активной пропаганде настоящих премий "за качество", полагают специалисты. Когда покупатель рублем начнет голосовать за обладателей "правильных" премий, у предприятий появится больше заинтересованности в том, чтобы заслужить награду, а не купить. Однако и сами потребители несут ответственность за свой выбор. Необходимо более внимательно изучать упаковку продуктов. Сегодня подробная информация о товаре зачастую отсутствует – так проще уйти от ответственности: производителя нельзя, например, привлечь за введение в заблуждение, раз никаких сведений просто нет. Массовый отказ от покупки "молчаливого" товара рано или поздно заставит его "заговорить". Государство же, со своей стороны, должно улучшать информированность потребителей, чтобы они разбирались в маркировке различных видов продукции. И когда потребитель начнет выбирать соответствующие товары, производитель будет вынужден сообщать максимум информации о своей продукции, беря на себя ответственность за ее качество. |