07.10.2005  Москва: фитнес-клубам придется открыть двери для среднего класса

   Российский рынок фитнес-услуг сегодня можно разделить на три сегмента: VIP, где стоимость услуг составляет 2,5–5 тыс. долларов в год, среднеценовой (800–1500 долларов в год) и низкоценовой, то есть заурядные «качалки», где целый год можно тренироваться за 360 долларов.
   «В Москве больше всего (на 70–80%) насыщен сегмент VIP, – рассказала маркетолог компании Symbol-Marketing Ирина Матасова. – Примерно такой же показатель (около 70%) – у «качалок». А вот среднеценовой сегмент развит еще не очень хорошо – в нем насыщенность рынка составляет всего 50–60%». Объясняется это тем, что фитнес-услуги экономуровня не по карману среднему классу, для которого они, собственно, и предназначены.
   Специалисты отмечают, что средний класс в столице (а это примерно 30% населения Москвы с доходом в 6,6 тыс. долларов в год) просто не готов тратить на занятия фитнесом от 12 до 23% своего годового заработка. Приемлемая для него цена годового абонемента 400–600 долларов, то есть вдвое меньше, чем предлагает рынок.
   При этом, как отмечают эксперты, дело не в недостатке услуг, а в их избытке - ведь, даже если клиент ими не пользуется, оплачивать их он обязан.
   «В клубах полного цикла в абонемент входят плата за занятия в тренажерном зале, курсы аэробики, бассейн, – рассказала директор по развитию Ассоциации профессионалов фитнеса Вера Заря. – И получается, что мужчины, которые даже не заглядывают в залы для аэробики, вынуждены их оплачивать. То же самое происходит с женщинами, которых обязывают платить за тренажерный зал». Что уж говорить о разного рода экзотических услугах – фитнес-барах, ледяной пещере или джакузи, которые в одних клубах числятся как дополнительные, а в других входят в стоимость клубной карты.
   «В России первые фитнес-клубы были рассчитаны на новых русских, – говорит Ирина Матасова. – Поэтому рынок до сих пор с трудом переключается на иные целевые группы».
   Справедливости ради надо сказать, что некоторые крупные сети фитнес-клубов все же пытаются привлечь средний класс, предлагая ему полугодовую карту за 500–600 долларов. Но платить нужно сразу, а если делать это ежемесячно, цена будет в полтора раза выше. Что же касается старых добрых «качалок», то их недостатки известны. На тесные раздевалки и очереди можно было и не обращать внимания. А вот без душевых кабин совсем беда. Да и закрывается большинство «качалок» в 22–23 часа. А поскольку расположены они чаще всего в спальных районах, то многие потенциальные клиенты после работы просто не успевают добраться до них вовремя.
   Впрочем, эксперты уверены, что ситуация вскоре нормализуется. По их мнению, в ближайшие 10 лет все сегменты московского рынка фитнес-услуг будут насыщены, начнется жесткая конкуренция, и, следовательно, клубы станут более доступны для населения. Не исключено, что у нас, как в развитых странах, в обозримом будущем можно будет приобрести годовую семейную карту на четырех человек за 1 тыс. долларов.