07.10.2005 Доля российского производителя на табачном рынке будет сокращаться, считают эксперты Рост рынка табачных изделий составит в среднем 1-2% в год, доля российского производителя при этом будет сокращаться. Такую точку зрения высказал в прямом эфире телеканала РБК генеральный директор исследовательской компании "Бизнес-Аналитика" Андрей Стерлин. Между тем постепенно происходит характерное изменение структуры рынка: значительно повысилась и доля легких сигарет по сравнению с полновкусовыми. В 2002г. их доля составляла около 25% рынка, в 2005г. - порядка 50%. Доля бесфильтровой продукции, по словам специалиста, сократилась с 22-23% в 2001г. до 8-9% в 2005г., при этом растет потребление табака средне- и высокоценовых сегментов. В России курит порядка 48% взрослого населения, при этом среднестатистический курильщик употребляет примерно 6 сигарет в день, отметил эксперт. В свою очередь генеральный директор ООО "Балтийская табачная фабрика" Владимир Казаков сказал, что "в производстве собственного табака Россия не в состоянии конкурировать с дотационными регионами Европы, российские фабрики работают преимущественно на импортном сырье". По данным специалиста, в настоящее время из 50 российских фабрик только три находятся в презентабельном состоянии. А.Стерлин отметил, что в 2002г. на долю независимых российских производителей приходилось 23% общего объема рынка, в 2005г. - порядка 11%, объем импорта в объемном выражении составляет около 2,5%. По его словам, "российские компании уступают международным в возможностях инвестирования в составляющие производственно-бытового процесса, потому вынуждены производить либо бесфильтровую продукцию, либо дешевые сигареты с фильтром". По мнению экспертов, в числе проблем российской табачной отрасли сегодня - отмена лицензирования и отсутствие четкой акцизной политики. По мнению директора по связям со СМИ компании Philip Morris Дмитрия Хрола, весьма позитивно, что Россия собирается присоединиться к рамочной конвенции по борьбе с табаком. Он отметил, что в настоящее время подход к регулированию правил в отрасли табачных изделий в России характеризуется как фрагментарный и бессистемный. "Необходим единый свод законов, который бы регулировал развитие отрасли и затрагивал все аспекты ведения бизнеса, включая стадии производства, маркетинга, продаж и информации для потребителя", - полагает эксперт. Касаясь вопроса рекламы табачной продукции, Д.Хрол отметил, что в соответствии с рамочной конвенцией, в которую собирается вступить Россия, будет установлен полный запрет на рекламу табачной продукции, и производитель будет вынужден искать новые пути к потребителю. А.Стерлин в свою очередь считает, что ограничение рекламы будет "на руку" крупным международным компаниям, у которых сформирован сильный портфель марок. Перспективы развития "слабых" марок, в том числе и российских, в этом смысле весьма не радужные. |