07.10.2005 Госмонополия на рынке алкогольной продукции должна быть, осталось решить, в каком виде В четверг, 6 октября, в Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания на тему «Законодательные проблемы государственной монополии на алкогольном рынке Российской Федерации». Провел слушания Комитет ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму. С приветствием к участникам слушаний обратился заместитель председателя ГД РФ Владимир Катренко. Он отметил, что это первые парламентские слушания, которые проводятся по вопросу необходимости введения государственной монополии на алкогольном рынке РФ. По его словам, в июле текущего года было принято два федеральных закона, которые со следующего года существенно меняют правила функционирования алкогольного рынка страны, а главное – формы участия государств на этом рынке. Это ФЗ №102 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». «Речь идет о масштабной реформе системы государственного регулирования алкогольного рынка», - подчеркнул В.Катренко. И отметил, что значительные возможности для легализации алкогольного рынка страны дает предусмотренное ФЗ №102 создание Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). В.Катренко подчеркнул, что к российскому алкогольному рынку «нужен взвешенный и осторожный подход» со стороны властей. На сегодняшний день основные задачи государства в этой сфере сводятся к достижению информационной прозрачности алкогольного рынка, усилению ответственности, административной и уголовной, за нарушение норм соответствующего законодательства, усилению контроля за качеством продукции, борьбе с нелегальным производством. Актуальным также является повышение социальной ответственности организаций алкогольного бизнеса, принятие ими внутренних правил добросовестного поведения на рынке. Выступивший в ходе заседания председатель Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов сообщил, что в начале 90-х годов в России произошла демонополизация алкогольного рынка. Однако бизнес демонополизацией «воспользовался плохо», в результате этого на алкогольном рынке появился значительный «теневой» сегмент. Это была ошибка государства, так как «предприятиям позволили делать то, что они хотят, но государство должно думать еще и об обществе в целом», пояснил он. Попыткой исправить эту ошибку В.Драганов назвал принятие ФЗ №102, который улучшает регулирование государством данной сферы. По словам В.Драганова, государство будет усиливать свое влияние в регулировании этого рынка, но одновременно будет продолжаться и диалог бизнеса и власти, они будут делить социальную ответственность. В.Драганов сообщил, что вопрос введения государственной монополии на алкогольном рынке РФ возник сразу после развала СССР и неудачной попытки ввести сухой закон. То, что он поднят сегодня, связано с плачевным социально-экономическим состоянием этого рынка, высокой смертностью населения от употребления некачественной алкогольной продукции, низкой доходностью бюджета от алкогольного рынка из-за большой доли «теневого» сектора. По словам В.Драганова, экспертный совет комитета изучил зарубежный опыт действия государственной монополии на алкогольном рынке. Выяснилось, что в ряде стран, где есть государственная монополия, она заключается в разрешительном порядке производства и оборота алкогольной продукции посредством механизма лицензирования. Цель государственной монополии – прозрачность алкогольного рынка, подчеркнул В.Драганов, государству не нужны сами предприятия или их продукция, ему нужна полная достоверная информация о рынке и полноценный контроль за ним. «Знать правду и эффективно воздействовать – вот что должно делать государство на алкогольном рынке», - заявил он. Подводя итог своему выступлению, В.Драганов отметил, что с 1 января, ФЗ №102, вводится «государственная монополия на информацию» сферы алкогольного рынка, все прочее будет зависеть от разумного сочетания интересов государства и бизнеса, взвешенного подхода властей к этому рынку. Консолидация усилий власти и бизнеса в этой сфере необходима для улучшения здоровья людей; повышения культуры потребления алкогольной продукции; минимизации «теневого» оборота на данном рынке. По словам В.Драганова, со взаимодействием бизнеса и власти связан также вопрос пополнения бюджета: «Пополнить бюджет мы можем только улучшив прозрачность рынка, мотивировав бизнес к уплате налога». В ходе заседания выступил председатель экспертного совета по вопросам государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при Комитете ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. Он сообщил, что экспертный совет проработал зарубежный опыт и опыт России в отношении государственного регулирования алкогольного рынка. Выяснилось, что, как уже отмечал В.Драганов, зачастую под государственной монополией понимается не форма собственности, а механизмы государственного регулирования алкогольного рынка (лицензирование, разрешительный порядок осуществления торговли, ограничение времени торговли и проч.). Основная идея государственной монополии заключается в ограничении доступа на рынок в свободную продажу крепких алкогольных напитков с целью сместить структуру потребления в сторону натурального вина и пива. П.Шапкин сообщил, что государственная монополия в данной сфере может быть нескольких типов: на производство крепких спиртных напитков, на оптовые поставки спирта, на розничную продажу алкоголя, возможны также смешанные формы. Наиболее распространенным вариантом является ограничение доступа на рынок крепких спиртных напитков и времени их продажи. Как сообщил П.Шапкин, экспертный совет считает нецелесообразным вводить государственную монополию на любое из звеньев алкогольного рынка до тех пор, пока не будет получен практический опыт реализации ФЗ №102. Государственное управление предприятиями алкогольной отрасли также неэффективно. Целесообразно включать в ЕГАИС сведения о розничной реализации алкогольной продукции, обеспечив этим прозрачность алкогольного рынка. Кроме того, ряд элементов государственной монополии, например, разрешительный порядок осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уже отражен в действующем законодательстве. П.Шапкин заявил, что на алкогольном рынке должно быть усиление уголовной и административной ответственности за нарушение соответствующего законодательства. Также необходимо дальнейшее укрупнение участников рынка и сокращение их количества; повышение социальной ответственности бизнеса. Следует совершенствовать методы и формы государственного регулирования алкогольного рынка, усиливать контроль за качеством продукции, улучшать культуру ее потребления, вести борьбу с нелегальным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По словам выступившего в ходе слушаний заместителя директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Петра Пустеленина, нелегальную продукцию производит не только «теневой» сектор алкогольного рынка, но и предприятия, имеющие лицензию. Добиться нормализации ситуации можно с помощью реализации закона о госрегулировании в данной сфере, более эффективного администрирования со стороны налоговых и правоохранительных органов, считает он. П.Пустеленин полагает, что пока отсутствуют основания для введения государственной монополии на российском алкогольном рынке, основные проблемы должен решить ФЗ №102. Директор ООО «Серебряно-Прудский ЛВЗ» Алексей Егармин высказал позицию, по которой введение монополии на алкогольном рынке РФ будет неэффективным. По его словам, рыночная экономика способствует не только производству разнообразной продукции, но и повышению ее качества. Говоря о смертности населения, он отметил, что ее причины носят экономический характер: люди покупают дешевый алкоголь, так как у них нет денег на дорогой и качественный. Государственный контроль ситуации не изменит, люди станут пить самогон, уверен А.Егармин. «Мы за контроль, за борьбу с «теневым» оборотом, но исключаем монополию, она неэффективна», - заявил он. Как сообщил руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава России Александр Немцов, в последние годы от некачественного алкоголя в стране умирает около 60 тыс. человек ежегодно. Для сравнения: в США – около 200 человек. Кроме того, алкоголь может являться косвенной причиной смерти людей. По его словам, введение государственной монополии на алкогольном рынке России не является самоцелью, это будет способствовать решению задачи «сбережения людей». Государство должно «поставить людей в такие условия, при которых им не захочется пить», повысить благосостояние граждан. Кроме того, А.Немцов заявил, что главная проблема не в качестве, а в количестве употребляемого алкоголя, именно с этим и необходимо бороться. Заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Вероника Бобровская подчеркнула, что в сфере борьбы с некачественным алкоголем нет единственно верного решения, вопрос может быть решен только комплексно, мерами экономическими и социальными. Причем целью этой работы должно быть снижение потребления алкоголя в стране, уверена она. Подводя итоги парламентских слушаний, В.Драганов отметил, что в основном выступления в ходе заседания сводились к тому, что государственная монополия на рынке алкогольной продукции в России в каком-либо виде быть должна. Однако сейчас эту тему закрыть нельзя, отметил он, предстоит еще большая работа по ее обсуждению, и Комитет ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму «обеспечивает открытую площадку для дискуссии в этой области». В.Драганов пригласил всех заинтересованных лиц принять участие в этой дискуссии. |