06.10.2005  На маршрутки установят «черные ящики»

   В среду на западе Москвы произошло очередное крупное ДТП с участием пассажирской «Газели», в котором пострадали 8 человек. С каждым годом число «маршрутных» аварий увеличивается. Всему виной «плановая» система работы водителей – каждый день они должны собирать с пассажиров определенную сумму. ГАИ и чиновники разводят руками и говорят, что у них недостаточно полномочий для прекращения дорожного беспредела.
   «Мы не можем ни запретить их деятельность, ни приостановить ее. Они нам просто неподконтрольны, – заявили в департаменте транспорта и связи Москвы. – Лицензии на деятельность им выдают на федеральном уровне и контролируют соответственно. Поэтому все отношения с автоперевозчиками у нас на общественных началах».
   Впрочем, в целом столичные чиновники особых претензий к маршруточникам не имеют. «Они перевозят 12–13% пассажиропотока, – отметили в департаменте транспорта и связи. – Нас это устраивает». Впрочем, сотрудники департамента сообщили, что готовят ряд правовых нормативов по обеспечению безопасности на маршрутках. Но о перспективах этих поправок ничего не известно. «Как это будет выглядеть, никто не знает, что в них будет написано – тоже непонятно. Пока это только проект. Не знаем даже, когда он будет завершен», – отметили в департаменте.
   Между тем, в ближайшее время на стол к премьер-министру Михаилу Фрадкову должно лечь предложение об обязательной установке в каждой маршрутке «черного ящика» – прибора, который следит за всеми действиями водителя.
   «Предлагается установить на каждую маршрутку «черный ящик», который будет фиксировать все маневры машины и действия водителей, – заявил депутат Государственной думы Виктор Похмелкин.– С его помощью можно было бы элементарно выяснить, как и когда конкретный водитель нарушил правила. Это, я думаю, значительно повысило бы ответственность маршруточников на дорогах. Сейчас мы готовим запрос премьер-министру России Фрадкову как раз по этому поводу. Но наша инициатива встречает очень сильное сопротивление со стороны владельцев транспортных предприятий».
   Устройство регистрации параметров движения (УРПД) транспортного средства, в простонародье «черный ящик», разработано Специализированным техническим бюро «Техсервис» совместно с ГУП НПО «Спецтехника и связь» МВД РФ. Одна из задач, которую может решать УРПД, это оценка технического состояния автомобильной техники. УРПД может контролировать местонахождение транспортного средства и маршрута его движения, а также контролировать режим работы и действия водителей.
   «То есть в случае аварии можно будет без специальных экспертиз, только на основании данных этого прибора точно установить виновника ДТП, – рассказал один из разработчиков аппарата Лев Шатилов. – Установка «черных ящиков» заметно повысила бы культуру водителей маршруток. Когда знаешь, что все, что ты делаешь, фиксируется специальным прибором, нарушать правила желания особого не возникнет».
   Однако сами автоперевозчики не спешат усовершенствовать систему контроля за своими водителями. И объясняют это достаточно просто – из-за нового прибора цена билета вырастет в несколько раз.
   Кстати, именно погоня за «собираемостью» зачастую играет фатальную роль. Например, практически на всех столичных маршрутах водитель за день должен собрать по плану компании около 3000 рублей. «В всем виноваты наши работодатели, в наших договорах зарплата не фиксирована, сколько мы людей за день перевезем, столько и получим», - говорят водители. Поэтому-то шоферы не обращают внимания на правила и устраивают со своими конкурентами гонки на выживание.
   Снижение финансового плана могло бы снизить и аварийность маршруток, но заставить частных извозчиков пересмотреть свою финансовую политику нереально. «Все эти деньги не с потолка взяты, эти тарифы появились после тщательных расчетов, и менять пока никто ничего не собирается», – сказали в пресс-службе крупнейшей компании по перевозке пассажиров.