05.10.2005  Брошюра научит, как отличать многоуровневый маркетинг от финансовой пирамиды

   Сегодня в «Марриотт Гранд» отеле состоялся пресс-завтрак, посвященный началу всероссийской информационно-образовательной программы «Пирамидальные схемы: обманчивая внешность». Организаторами программы выступают Ассоциация прямых продаж (АПП) и Международная конфедерация обществ потребителей (КонфоП).
   Как сообщил председатель правления КонфоП, член экспертного совета при Министерстве экономического развития и торговли РФ Дмитрий Янин, несмотря на крах крупнейших пирамид (МММ, «Тибет», «Хопер-инвест») еще 10 лет назад, финансовые пирамиды действуют и сегодня. Они стали более изощренными, но, как и прежде, их мошенниками становятся обыкновенные люди, а пирамидальная схема остается актуальной для отечественной экономики. Если первая финансовая пирамида, по его словам, начала работу с продаже мешка сахара, то сегодня в эту схему вовлечены кредитование, строительство жилья и продажа автомобилей и т.д. Д.Янин заявил, что если человек, предприниматель оказался вовлеченным в пирамидальную схему, вложил туда свои сбережения, подписал договор, то вернуть его деньги становится практически невозможно. Есть возможность лишь предотвратить такие ситуации, научив отличать реальный бизнес от мошенников, а также сообщить правохранительным органам об уже случившемся факте мошенничества с тем, чтобы наказать виновных, отметил Д.Янин. Именно такая информация для потребителей и была заложена в брошюру, выпущенную в рамках всероссийской образовательной программы «Пирамидальные схемы: обманчивая внешность».
   Более подробно о ней рассказала Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж (Россия). Она сообщила, что выпуск брошюры стал первым шагом данной программы. Брошюра содержит информацию о характерных признаках и принципах работы финансовых пирамид. Распространение информации о пирамидальных схемах, по ее словам, призвано уменьшить высокие риски потребителей, сузить поле деятельности для мошенников и способствовать оздоровлению российского рынка. Брошюра была переведена на несколько языков. Как подчеркнула Т.Шокарева, проблемы, связанные с работой мошеннических финансовых пирамид, актуальны во всем мире. Как правило, по ее словам, мошенники используют самые насущные потребности граждан: потребность в улучшении жилищных условий, в сбережении пенсионных накоплений и т.д. Страдают от их действий не только потребители, но и добросовестные компании, работающие в системе многоуровневого маркетинга.
   Между тем, по словам Т.Шокаревой, многоуровневый маркетинг – это всего лишь инструмент, все зависит от того, в чьих руках он окажется. По ее словам, в системе многоуровневого маркетинга работают как добросовестные компании, так и «волки в овечьей шкуре». Она выразила надежду, что выпушенная брошюра поможет потребителям отличать одних от других, в настоящее время ее рассылают по региональным обществам защиты потребителей, подразделениям муниципальных органов власти. Она будет также распространяться компаниями-членами Ассоциации прямых продаж среди своих дистрибьюторов.
   На мероприятии также выступил депутат Госдумы, президент-председатель правления «Внешторгбанк Розничные услуги» Михаил Задорнов. Он подчеркнул, что актуальность выпуска такой брошюры не вызывает сомнений. М.Задорнов назвал несколько причин вовлечения такого количества людей, предпринимателей в незаконные финансовые пирамиды: это вера людей в возможность быстрого и легкого заработка, отсутствие ясной информации о компаниях для обычного человека, отсутствие в российском законодательстве четких гарантий прозрачности и ясности схем инвестирования.
   По словам М.Задорнова, чтобы не попадать в ловушки мошенников, следует работать только с законодательно установленными финансовыми институтами: банками, пенсионными фондами, управляющими и страховыми компаниями, имеющими лицензию. Он посоветовал также внимательно читать договоры, которые предлагают подписать, а также не верить в «заоблачные обещания», выплату высоких процентов и т.д. М.Задорнов всячески поддержал инициативу по обеспечению населения необходимой информацией о работе финансовых пирамид, предложив сделать это не только за счет распространения брошюры, но и с помощью информирования потребителей через СМИ.
   Первый заместитель Комитета Государственной думы по безопасности, председатель комиссии ГД по борьбе с коррупцией Михаил Гришанков сообщил, что, как правило, жертвами мошеннических пирамид становятся социально незащищенные граждане, а также предприниматели малого бизнеса и даже чиновники. Он заявил, что МВД РФ накоплен достаточно серьезный опыт по борьбе с такими структурами, пресечению подобных фактов мошенничества. Особенностью работы сегодняшних финансовых пирамид, по его словам, является то, что 85% из них действуют под видом некоммерческих и благотворительных организаций, многие из которых вообще не регистрируются законодательно.
   Благодаря работе МВД РФ и некоторым законодательным нормам, число уголовных дел в этой сфере росло незначительно, подчеркнул М.Гришанков. В период с 2000 по 2004 годы, по данным МВД, по рассматриваемой категории преступлений было возбуждено 110 уголовных дел, 24 из которых направлены в суд, в розыске находятся 87 человек. Ущерб исчисляется миллионами долларов. Причина этого заключается и в том, что граждане, оказавшись в ловушке, не всегда обращаются в правоохранительные органы.
   М.Гришанков подчеркнул, что сегодня нет исчерпывающего перечня инструментов, которыми пользуются мошенники, в связи с чем законодатели не имеют возможности быстро реагировать на новые идеи, которые рождаются у преступников. «Органам государственной власти без участия общества будет невозможно разработать новые механизмы борьбы с мошенниками», - сказал М.Гришанков.
   Участники мероприятия выразили надежду, что реализуемый проект и выпущенная в его рамках брошюра смогут укрепить «иммунитет» граждан, предпринимателей и позволят вооружить их всей необходимой информацией, чтобы научиться отличать реальный бизнес от мошеннического.