05.10.2005  Республика Башкортостан: белебейские рынки преобразовываются в торгово-сервисные комплексы

   В последние годы в торговой сети республики сохраняется устойчивый рост насыщенности товарами и их оборота. Город Белебей и одноименный район в этом плане не исключение. Только за прошлое полугодие, например, прибавка товарооборота здесь составила свыше 18 процентов. Весомая часть нагрузки приходится на долю рынков. Но дело не только в количественных показателях, а еще и в качестве их работы. Наряду с увеличением объемов услуг здесь на первом плане - совершенствование приемов обслуживания, методов привлечения покупателей и стиля общения с ними.
   Не случайно по итогам прошлого года руководитель ГУП «Объединение рынков Белебея» Рамиль Шафиков был признан лучшим директором в системе рынков. Заслуженное поощрение получил от руководства местной администрации и директор Колхозного рынка в поселке Приютово Белебеевского района Марат Шафиков. Практика показывает: качество торговли, заслон низкопробной продукции, благоприятный микроклимат в торговых рядах зависят не только от усилий коллективов рынков. По мнению М.Шафикова, причина в том, что предприятия преобразовываются в торгово-сервисные комплексы, где можно сделать покупки, воспользоваться услугами кафе, парикмахерской, пунктов ремонта обуви, камеры хранения, аптечных киосков, косметологических салонов. Поэтому на рынках сейчас комфортно и уютно.
   «Рынок – это не только место торговли. К нам люди приходят и ради встреч, общения, себя показать, на людей посмотреть», - заметил он.
   Кроме того, на рынках имеются постоянно действующие торговые точки местных перерабатывающих предприятий, ряда коллективных и фермерских хозяйств.
   Поддерживаются деловые контакты с поставщиками товаров из ближайших городов и районов.
   По мнению начальника отдела торговли местной администрации Любови Наследовой, качество работы рынков по сравнению с положением 5 - 6-летней давности стало на порядок выше. «На каждом из них действуют свои санитарные, ветеринарные службы, оснащенные лабораториями и необходимым оборудованием», - сказала она.
   По словам Л.Наследовой, контроль за качеством поступающих на рынки товаров налажен неплохо, но до совершенства еще далеко. Например, продавцы, торгующие мясом и рыбой, в обязательном порядке проходят санитарный минимум, а значит, начальную школу работы в торговле, на что имеют соответствующие документы. Но продавцов одеждой, обувью, галантерейными, парфюмерными, строительными и прочими товарами никто не учит, а только на Центральном (крытом) рынке их число превышает тысячу человек. «Это вчерашние рабочие, учителя, врачи. Ни один из них не владеет даже азбукой работы за прилавком, не говоря уже о современном стиле общения с покупателем», - заметила Л.Наследова.
   По её словам, именно в этой категории торговых работников наблюдается высокая текучесть кадров: продавец, уволенный с работы одним предпринимателем, вскоре появляется в палатке или киоске другого хозяина, которому выгодно нанимать неприхотливых, неразборчивых в реализации своих прав работников. Л.Наследова сообщила, что вопрос об обучении продавцов, работающих на рынках, улучшении их подбора и подготовки будет обсуждаться на ближайшем собрании предпринимателей, владеющих торговыми точками.