04.10.2005  Диверсификация - синоним малого бизнеса

   Диверсификация, по мнению генерального директора ООО “Кондитерская фирма “Агар-Агар” Юрия Шеина, во многом – синоним малого бизнеса. Именно способность малого бизнеса к гибкому реагированию на изменение условий среды обитания и есть главная движущая сила расширения производства. Он поделился своим опытом диверсификации.
   Причиной диверсификации может быть или иссякание прибыльности бизнеса, или надежда на суперприбыль в области, куда предприниматель собирается перемещаться. Должен быть некий экономический мотив. Именно поэтому затраты на диверсификацию очень сложно высчитываются.
   Диверсификация – очень важный элемент саморегулирования, который позволяет удовлетворять зарождающуюся общественную потребность еще до того, как она сформировалась. Именно малый бизнес видит ее первым.
   Тормозом диверсификации является такая система, как сертификация. Нисколько не препятствуя появлению контрафактной продукции, она является могучим тормозом для диверсификации. Для того чтобы начать выпускать новую продукцию, бизнесмен должен не только ее предварительно сертифицировать, пройдя огромный путь согласований, где каждому на законных основаниях надо заплатить, но должен еще потом сертифицировать и само производство этой продукции. В России отношение государства к производству тортов такое же, как к производству самолетов, что неправильно, сказал Ю.Шеин.
   Здесь же рядом стоит вопрос лицензирования. Когда-то число лицензируемых видов деятельности выросло до 2500 под предлогом защиты прав потребителей.
   Поскольку диверсификация в малом бизнесе – процесс плавный, деликатный, здесь важны не столько деньги, сколько сама идея. Когда идея требует существенных денежных затрат, вполне можно пойти по пути, по которому в 60–70-х годах пошли американцы. У них в те годы отмечалось отставание от всех государств именно по темпам роста промышленного производства. Были созданы специальные фонды, из которых люди с идеями могут получить безвозвратные кредиты. Пусть из десяти идей девять заглохнут. Но десятая даст столько прибыли, что перекроет все затраты. В результате США именно по числу патентов и инноваций уверенно опережают все страны мира.
   То же и в диверсификации. Пусть предприниматель, видя в чем-то общественную потребность, может свою идею опробовать не за свои деньги. Пусть из десяти идей одна реализуется.