30.09.2005  Лизинговые компании выходят на рынок малого и среднего бизнеса

   Лизинг в России продолжает успешно развиваться. Он все больше приобретает черты инвестиционного механизма, а не схемы, обеспечивающей налоговую оптимизацию. И сегодня лизингом пользуются не только крупные фирмы, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Однако в дальнейшем российский лизинг собирается прирастать не за счет малого бизнеса, а благодаря модернизации предприятий тяжелой промышленности.
   В этом году лизинг продолжает сохранять высокие темпы роста. Например, в 2005 году объем заключенных компанией "Лизинг-СДМ" сделок увеличился на 61% по сравнению с прошлым годом, в "Премьер-Лизинге" отмечают рост на 40-55%. Компания "Стоун-XXI" по итогам 9 месяцев 2005 года показала рост около 80%. "Альфа-Лизинг" планирует прирост бизнеса в 2005 году более чем на 70%.
   При этом значительный прирост бизнеса в этом году лизинговые компании обеспечили себе за счет выхода на принципиально новые рынки. Так, традиционным направлением работы "Альфа-Лизинга" является поставка сложного технологического оборудования с привлечением кредитов зарубежных банков под гарантии экспортных страховых агентств. Но в последние годы компания существенно расширила бизнес за счет лизинга авиатехники, ж/д вагонов и автобусов. В портфеле "Лизинга-СДМ" основной объем приходится на производственно-технологическое и складское оборудование, а также технику. Но в этом году компания значительно увеличила бизнес за счет лизинга недвижимости, на долю которого уже приходится 15% стоимостного объема портфеля.
   "Альфа-Лизинг", "Лизинг-СДМ", "Авангард-Лизинг", "Номос-Лизинг", "Внешлизинг" - все это лизинговые компании, связанные с крупными российскими банками. Как раз рост активности банковского сектора в сфере финансового лизинга эксперты называют одной из тенденций нынешнего года. "Можно с уверенностью говорить, что одна из тенденций в банковской сфере - рост конкуренции в сфере лизингового кредитования, - говорит Алексей Крохин, первый вице-президент ТрансКредитБанка. - И это положительная для экономики страны тенденция".
   На самом деле смягчение условий финансирования сейчас наблюдается не только в "проектном" лизинге, но и по всему рынку в целом. "Мы стали гибче в использовании различных вариантов финансирования и быстрее в принятии решений о возможности финансирования того или иного проекта, - говорит Дмитрий Кожевников, генеральный директор компании "Альфа-Лизинг". - На основе накопленного и вновь приобретаемого опыта работы с проектами в различных секторах рынка постоянно совершенствуются алгоритмы работы, в результате чего сокращаются сроки принятия решений о возможности финансирования того или иного проекта. Наблюдается увеличение сроков, на которые заключаются договоры лизинга. Большинство наших сделок заключено на срок 5-7 лет". Изменение тарифной политики подтверждают и в компании "Лизинг-СДМ". "Если раньше мы устанавливали тарифы в процентах от стоимости имущества, передаваемого в лизинг, то теперь тарифы исчисляются в процентах от привлеченного финансирования, - говорит Александр Гридин, генеральный директор компании. - Фактически мы перешли на кредитную ставку в процентах годовых. Такая схема значительно выгоднее для тех клиентов, у которых есть собственные средства на авансовый платеж по договору лизинга и которым требуется финансирование не на всю стоимость приобретаемого имущества".
   В результате клиентская база российского лизинга значительно расширилась. И сейчас это не только крупные, преуспевающие фирмы, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Причем самых разнообразных отраслей. В дальнейшем же российский лизинг собирается прирастать в первую очередь за счет модернизации предприятий транспортного машиностроения. "В условиях общего оздоровления экономики страны мы в последние 2-3 года наблюдаем и существенный рост спроса со стороны предприятий различных отраслей экономики на инвестиционные ресурсы, - говорит Алексей Крохин. - Лизинг является хорошим механизмом получения таких ресурсов для реализации проектов технического перевооружения предприятий, имеющих, как правило, достаточно длительные сроки окупаемости. В качестве наиболее перспективных и приоритетных с точки зрения развития лизингового финансирования банк рассматривает предприятия транспортного машиностроения, на продукцию которых в последние годы сформировался устойчивый и, что самое главное, год от года растущий платежеспособный спрос".