29.09.2005  Санкт-Петербург: пассажиры метро оплатят снос торговых точек

   С 2006 года ГУП "Петербургский метрополитен" готовится поднять стоимость проезда на 2 рубля. В руководстве ГУП не скрывают, что закладывают в новые тарифы те потери, которые предприятие понесет из-за ликвидации торговли в метрополитене, приносившей ему до 10% всех доходов.
   Смольный планомерно борется с ларьками с прошлого года. Сначала мелкорозничную торговлю было решено запретить на остановках общественного транспорта, что вызвало массовые акции протеста предпринимателей, обвинивших администрацию города в лоббировании интересов крупных ритейлеров. Попытки бизнесменов отстоять свою точку зрения в судах различной юрисдикции не увенчалась успехом.
   В начале сентября под предлогом выполнения требований федеральной антитеррористической комиссии правительство города приняло постановление о запрещении мелкорозничной торговли не только в радиусе 10 метров от автобусных остановок, но и в радиусе 50 метров от метро. Кроме того, губернатор Валентина Матвиенко распорядилась "очистить" от киосков и павильонов все станции метрополитена.
   Сегодня в метрополитене функционируют 1,8 тыс. торговых точек. Арендная плата за торговое место в метро достигает $190 за квадратный метр в месяц (в два раза выше, чем на Невском проспекте). Еще 600 торговых точек расположены в непосредственной близости к станциям метро. В настоящее время предприниматели получают "черные метки" - уведомления об одностороннем отказе администрации метрополитена продлевать аренду - в лучшем случае и предписания о немедленном "сворачивании бизнеса" - в худшем.
   Решение о ликвидации уже вызвало новую волну протеста в рядах представителей малого бизнеса. Целый ряд несанкционированных акций протеста запланирован на конец этой недели.
   Кроме предпринимателей, убытки подсчитывает и метрополитен. Как сообщил помощник начальника петербургского метрополитена Дмитрий Бурин, поступления от арендаторов в ГУП "Петербургский метрополитен" составляли до 1,5 млрд рублей ежегодно, 30% из которых получал город.
   Снижение доходности собственной хозяйственной деятельности ГУП намерено компенсировать ростом стоимости проезда под землей. "Финансовый план на 2006 год предусматривает удорожание разового проезда в метро ориентировочно на два рубля. При расчете стоимости проезда мы, безусловно, учтем потери, которые понесем из-за ликвидации торговли в метро. Речь идет не только об упущенной выгоде, но и о прямых расходах на массовый демонтаж киосков и павильонов", - пояснил Дмитрий Бурин.
   Заместители председателя комитета экономического развития, промышленного политики и торговли Сергей Зимин и Николай Архипов, ответственные за малый бизнес и мелкорозничную торговлю Петербурга, категорически отказались комментировать данную ситуацию. Тем не менее в городской администрации уже известно о желании метрополитена компенсировать выпадающие доходы за счет пассажиров.