29.09.2005 Москва: основной клиент розничного автолизинга - малый и средний бизнес Количество автотранспорта, передаваемого в лизинг, продолжает расти. По данным экспертов, в 2004 году в лизинг приобреталось уже около трети "корпоративных" автомобилей. Например, в компании "Стоун-XXI" около половины всех сделок составляет лизинг автотранспорта и дорожно-строительной техники. По словам генерального директора компании "Стоун-XXI" Вячеслава Кудрина, за прошедшее время более 2000 единиц транспортной техники и самоходного оборудования передано в лизинг различным фирмам и организациям. В 2005 году ежемесячно предоставляется в лизинг примерно 120 автомобилей различного назначения. В "Премьер-Лизинге" на автолизинг также приходится половина всех договоров и рост объемов в этом году составляет около 50%. Не последнюю роль в росте объемов играют изменения условий финансирования. "Клиенты все больше сравнивают лизинг с кредитными программами для физлиц и просят увеличить срок лизинга и снизить аванс, - отметил коммерческий директор компании "Премьер-Лизинг" Арсен Казибеков. По его словам, сложилась категория клиентов, которые меняют свои машины, приобретенные в лизинг в период самого пика автолизинга в 2002-2003 годах. Сейчас они требуют обратного выкупа машины по окончании договора. И лизинговые компании снижают стоимость услуг, упрощают процедуру заключения сделки, предлагают новые программы. Так, размер авансового платежа во многих компаниях уменьшился с 30 до 20%. Появились компании, предлагающие 100%-ное финансирование. Маржа лизинговых компаний снизилась по рынку с 8-11 до 6-8%. Срок лизинга автотранспорта вырос до трех лет. Предприятия выбирают лизинг из-за налоговых послаблений и большого числа дополнительных льгот и услуг, позволяющих все хлопоты по регистрации, техосмотру, сервису, ремонту, страхованию переложить на плечи лизинговой компании. К тому же у компаний появляется возможность предоставить дополнительные бонусы своим менеджерам, которые могут выкупить эти автомобили после 2-3 лет эксплуатации по минимальной остаточной стоимости. "Рассрочка платежа, ускорение списания стоимости имущества, уменьшение налога на имущество и прибыль, выделение НДС в лизинговых платежах и принятие его к зачету, включение лизингового платежа в затраты - все это привлекает руководителей предприятий", - считает генеральный директор компании "Лизинг-СДМ" Александр Гридин. В первую очередь в лизинг хорошо идут грузовая и крупная строительная техника, а также машины представительского класса. "Грузовые автомобили приобретаются для коммерческих нужд юридическим лицами и ПБОЮЛ - этот сегмент быстро освоил удобство и преимущества лизинга, - говорит Арсен Казибеков. - Легковые иномарки приобретаются для сотрудников крупных компаний, иностранных представительств. Например, большинство сотрудников фармацевтических компаний и торговых представителей известных марок используют машины, купленные в лизинг". Однако в этом году в структуре автолизинга произошли существенные изменения. По словам генерального директора компании "Авангард-Лизинг" Александра Кожевникова, несколько лет назад в России услугами автолизинга пользовались только крупные компании. Сейчас всю большую популярность приобретает розничный автолизинг. Именно в эту нишу устремились крупные финансовые игроки. Основным предметом лизинга в этой области являются легковые автомобили. Основными клиентами розничного автолизинга являются в основном мелкий и средний бизнеc: небольшие развивающиеся компании используют лизинг для приобретения дорогостоящей техники из-за нехватки средств. |