28.09.2005  Ространснадзор выступает за ужесточение требований к перевозчикам

   Недавно состоялась Всероссийская конференция "Безопасность и качество - определяющие стандарты транспортных услуг".
   В ходе конференции руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александра Нерадько сообщил, что жертв автокатастроф в России в восемь раз больше, чем в развитых европейских странах, а риск гибели на дорогах в два-три раза выше. Основной причиной такого положения, по мнению чиновника стали "самые либеральные в мире условия допуска перевозчиков на рынок транспортных услуг". Проводимая минэкономразвития политика по его "разбюрократизации" и отмена лицензий были названы "кровавой" ошибкой и "разбоем без правил".
   В настоящее время любой гражданин может получить право на перевозку пассажиров - достаточно подать соответствующую заявку. По данным Ространснадзора, нынче в автомобильных коммерческих перевозках в России занято больше 300 тысяч операторов. Из них почти 70 процентов - малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые "экономят на всем, а главное, - на безопасности пассажиров". При этом частники владеют самым большим числом автобусов (50 процентов всего пассажирского автопарка страны). А каждое второе ДТП с автобусами совершается "по вине" "газелей".
   Руководитель Ространснадзора А. Нерадько призвал Минтранс запретить их использование для перевозок пассажиров на межрегиональных и международных трассах, где, по данным его ведомства, эти машины "творят" полный беспредел. Но на городских и пригородных маршрутах пока "решено" их оставить.
   Однако, судя по резким выступлениям чиновников, вскоре они попытаются закрыть для "газелей" городские и пригородные трассы. По их мнению, эти "колымаги" в 5 раз отстают по уровню комфорта и запасу прочности от европейских микроавтобусов. Кроме того, эксплуатируются вопреки всем нормам и правилам безопасности: "выходят" на трассы неисправными, а водители работают на них по 12-15 часов в сутки.
   По словам представителей крупнейших московских таксомоторных компаний, сегодня в столице наблюдается массовый исход водителей в собственный бизнес. По их мнению, таксопарки тратят средства на обновление автомобилей, создают систему подготовки водителей. Но все равно проигрывают частникам, которые "получают неоправданные конкурентные преимущества за счет низких ставок налогообложения".
   В итоге участники конференции попытались чуть ли не реанимировать идею лицензирования пассажирских перевозок. В частности, было предложено ужесточить допуск перевозчиков на этот рынок.
   Кроме того, на конференции были приняты еще несколько решений, идущих вразрез с политикой Минэкономразвития. Например, органам муниципальной власти было рекомендовано закреплять коммерческие маршруты только за теми компаниями, которые обладают "определенным количеством собственного подвижного состава, необходимой производственно-технической базой для его обслуживания". При этом в опалу попал весь арендованный транспорт. Его предложили вообще "изъять из оборота".
   Пока все эти рекомендации не выходят за рамки пожеланиями. Сегодня у Ространснадзора есть сильные противники в лице Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Например, ФАС последовательно отклоняют проект федерального закона "О городском автотранспорте", в котором прописано распределение коммерческих маршрутов по конкурсам.
   При этом эксперты считают, что конференция может стать знаковой.
   Ространснадзор впервые попытался не только во всеуслышание заявить о своей позиции, но и заручиться в намечающейся борьбе поддержкой Минтранса и Федерального Собрания.