28.09.2005 У франчайзинга в России большое будущее В РФ действует около 6 тыс. предпринимателей-франчайзи, работающих по лицензиям более ста компаний. Именно в этот сегмент направляется сейчас энергия малых и средних предпринимателей России. Потенциальная емкость сегмента, по некоторым оценкам, может доходить до 60 тыс. франчайзинговых точек в самых различных сферах бизнеса. Развитие и становление массового предпринимательства в России можно упрощенно описать следующей схемой. В конце 80-х—начале 90-х не только малые, но и вполне приличные, средней руки бизнесмены отправлялись в торгово-закупочные поездки в Китай, Турцию и др. Но августовский кризис 98-го года поубавил пыл «челноков». Те компании, которые остались на плаву, попытались перейти к собственному производству и теперь наравне с гигантскими западными корпорациями развиваются по франчайзинговым схемам. Во всем мире франчайзинг используется как один из способов распространения своего бизнеса в самых разных сферах: от бухучета до фотостудий и турагентств. Компания-франчайзор, создавшая успешный продукт или услугу, выдает лицензию или передает предпринимателю-франчайзи право пользования на свой товарный знак. Франчайзору не надо тратиться на развитие собственной сети и заботиться о сбыте своего товара, он может сосредоточиться на улучшении качественных характеристик продукции и расширении производства. Франчайзи минимизирует риски начального периода развития бизнеса. Согласно западным исследованиям, через 5 лет после открытия бизнеса, на рынке остается 92% фирм, работающих с использованием франчайзинга. Специфика развития предпринимательства в России привела к тому, что быстрее всего франчайзинг развивается в сфере общественного питания и розничных продаж. Но, по всей видимости, гораздо более оптимистичные перспективы у сферы торговли промышленными товарами. |