27.09.2005  Калининградская область: малое предприятие - оптимальная форма для мебельной отрасли

   Производство мебели в Калининградской области является частью так называемой новой экономики, возникшей в эпоху реформ. В советское время отрасль была представлена двумя государственными заводами, но помещения обоих давно приватизированы и используются предприятиями других отраслей. Ядро современной мебельной промышленности области сформировали предприятия, возникшие в начале 1990-х годов.
   Сейчас на долю эксклава приходится почти 13% производства и 6% продаж мебели в России. Калининградская мебель успешно конкурирует с импортом в среднем ценовом сегменте и демонстрирует классический пример импортозамещения. Генеральный директор консалтингового центра «Бизнес-Эксперт» Георгий Дыханов отмечает, что калининградская мебельная отрасль растет на 36-40% в год, тогда как российская - вдвое медленнее.
   В области росту благоприятствует закон об ОЭЗ, предоставляющий возможность не платить таможенные пошлины при ввозе сырья и комплектующих. Этот закон способствует позитивной динамике не только в мебельном производстве, но и в ряде других перерабатывающих отраслей. Однако мебельную отрасль можно назвать наиболее эффективной в сфере калининградского импортозамещения, причем не столько по темпам роста объема производства, но и по величине производимой добавленной стоимости. Для признания товара произведенным в ОЭЗ достаточно иметь весьма скромный уровень локализации производства (15% для техники и 30% для других производств), и многие предприятия, например, выпускающие бытовую технику, даже не пытаются его повысить. В мебельной же отрасли средний уровень локализации производства - около 50%.
   Сейчас в отрасли работает порядка полутора сотен предприятий. Средними можно считать около двух десятков фирм, остальные - малые. Среди них есть и совсем маленькие, и «теневые», собирающие мебель буквально в гаражах и не имеющие даже офиса. Широко распространена практика: предприятия дробятся на несколько юридических лиц или делятся между предпринимателями без образования юрлица с целью увода прибыли и добавленной стоимости от налогообложения. Эти обстоятельства сильно затрудняют статистический учет в отрасли.
   Наиболее адекватная оценка роли отрасли в калининградской экономике получена на основе опроса предприятий, проведенного Ассоциацией калининградских мебельщиков (АКМ). По ее оценке, объем производства отрасли в 2004 году составил 4,4 млрд рублей, а в текущем году достигнет 6,4 млрд рублей. На мебельные предприятия приходится 7,5% объема промышленного производства области, 9,4% всех предприятий, занятых в промышленности, но всего 1% - в налогах. Такая диспропорция объясняется несколькими факторами. Во-первых, налоговая нагрузка на малые предприятия, каковыми являются большинство мебельных производств, номинально невысока. А во-вторых, мебельщики стремятся любой лишний рубль реинвестировать в основной капитал.
   Калининградскую мебельную отрасль можно условно разделить на два сегмента - производство мягкой и корпусной мебели. В них различная структура затрат, существенно отличается и глубина переработки.
   По мнению президента АКМ Михаила Майстера, наличие на мебельном рынке эксклава большого числа малых производителей не должно никого смущать: во всем мире малое предприятие является оптимальной формой для мебельной отрасли. Компании, выпускающие какую-либо ассортиментную группу небольшим тиражом, более гибки, а модные тенденции в мебельном бизнесе меняются достаточно быстро.
   Начальник отдела макроэкономического анализа Главного управления экономического развития и торговли администрации Калининградской области Владимир Кузин считает, что отрасль в области начала развиваться по принципу кластера. «Это такая форма организации малого бизнеса, которая обеспечивает конкурентные преимущества, присущие крупному бизнесу», - пояснил он.
   По прогнозам М.Майстера, калининградское производство мебели будет расти хотя бы в силу того, что спрос на общероссийском рынке - основном рынке сбыта мебели из эксклава - растет на 10-15% в год. «Кроме того, я полагаю, что в ближайшие годы здесь появится около двух десятков заводов, принадлежащих известным мировым мебельным корпорациям. Вариант их входа на рынок - совместные проекты с местными предприятиями», - утверждает он.
   Проблемы, которые мебельщики называют в числе ощутимых, как правило, связаны с ограничениями, присущими региону в целом. Первая - нехватка квалифицированных кадров, вторая - логистика поставок товара в Россию. «Тарифные риски при поставках через Литву существуют, но они не являются препятствием для роста - пока это лишь фактор снижения доходности. Гораздо неприятнее другое: во время годовых пиков продаж мебели (октябрь-ноябрь) можно стоять в очереди на получение контейнеров в течение трех-четырех недель. Если не будет ничего предпринято в отношении логистики на Калининградской железной дороге, ситуация начнет ухудшаться», - сетует М.Майстер.