23.09.2005  Исчезают малые издательства

   700 млн экземпляров - таков суммарный тираж книг по итогам прошлого года. Эти цифры прозвучали на открытии 18-й Московской международной книжной ярмарки.
   Десять издательских домов России сейчас держат 55% рынка. Активных потребителей книжной продукции в стране около 75 миллионов. Большая часть из них - потребители по принуждению: детям нужны учебники, контурные карты, атласы, взрослым – специальная литература, пособия. В результате и эти 75 миллионов сокращаются по крайней мере вдвое. 23% из 700-миллионного тиража поставляет на книжный рынок издательство «ЭКСМО», первое среди десяти крупнейших издательств России. Замыкает десятку издательство «Рипол классик» - 1,7%. На долю десяти издательских домов приходится выпуск 55,2% всех книг России. Большую часть этой внушительной книжной продукции, которая приходится на население России, составляют книги повышенного спроса, то есть разного рода бестселлеры, Брауны и Донцовы, мистика и эзотерика. Настоящая книга (классика, современная отечественная художественная литература, философия, история, книги по искусству) в результате имеет аудиторию в 5-6 миллионов.
   Большая часть этих книг приобретается в крупных городах, а точнее, в Москве и Петербурге. Настоящие книги до регионов просто не доходят. В провинции книга вообще стоит дороже, потому что нет независимой сети распространения. Крупные издательства могут свою продукцию распространять собственными силами, и, разумеется, они поставляют в провинцию тиражные издания. Эксклюзивные издания, дорогие книги, книги, хорошо изданные, продукция малых и средних издательств - все это сосредоточено в двух столицах. Министерские чиновники охотнее сотрудничают с крупными издательскими домами.
   Однако именно малые книжные издательства, которые долгое время работали как цеха, как своего рода книжные лаборатории, постепенно становятся все более и более некоммерческими, то есть не могут существовать без поддержки, без субсидий, без грантов. Хорошая книга требует усилий, она дорого стоит. И главное - ее сегодня невозможно распространить. Она чаще всего не выходит за пределы МКАД. Именно малые издательства поставляют на рынок качественную книжную продукцию, то есть книги, гарантирующие уровень издания, перевода, научного комментирования, оформления, бумаги, наконец.
   Процесс поглощения малых издательств крупными только начинается. Можно, конечно, надеяться на цивилизованный характер этих изменений, когда малое издательство сохраняет свой характер и свою автономию в рамках большого издательского дома, а следовательно, обеспечивает и интеллектуальный потенциал книгоиздания. Российский рынок приближается к западным стандартам. Проблемы малого книжного бизнеса существуют везде. Но на Западе действуют специальные программы поддержки малых и средних издательств. В России на поддержку правительства гораздо меньше надежды.