23.09.2005  Инвестор из Гонконга будет развивать в России новый розничный формат

   Компания A.S.Watson Group – один из крупнейших мировых операторов парфюмерно-косметического рынка. В 33 азиатских и европейских странах ему принадлежит около 30 розничных сетей. Оборот в 2004 году превысил $8,1 млрд. A.S.Watson Group – компания многопрофильная. Она прославилась тем, что активно скупает розничные фирмы, специализирующиеся на товарах для красоты и здоровья. Одно из последних ее приобретений – известная французская парфюмерно-косметическая сеть Marionnaud. На европейских рынках приоритетным направлением развития для A.S.Watson является именно формат «дрогери». Компании принадлежат крупные английские сети Superdrug и Savers (соответственно по 700 и 300 магазинов), немецкая Rossmann (более 300 магазинов в Германии и Восточной Европе), прибалтийская Drogas (около 100 магазинов в Латвии и Литве). Последнюю сеть компания купила всего год назад.БикЮ Доподлинно неизвестно, какую именно из сетей A.S.Watson выбрала в России. Однако, как предположили несколько участников рынка, скорее всего, это питерская «Спектр» (22 магазина), которая работает в схожем с «дрогери» формате. «A.S.Watson проще выходить на российский рынок именно через этот формат. Конкуренция в сегменте «чистых» парфюмерно-косметических супермаркетов достаточно сильна, тогда как ниша «дрогери» в России практически свободна», – комментирует вице-президент компании «Старая крепость» Анна Дычева».
   Концепция «дрогери» достаточно популярна в Европе. Крупные российские операторы до недавнего времени были увлечены созданием парфюмерно-косметических супермаркетов и гипермаркетов. А фирмы, открывавшие небольшие магазины со смешанным ассортиментом (косметика и парфюмерия, бытовая химия, галантерейная продукция), строили торговлю как придется. В последнее время они стали обращать внимание на западные аналоги.
   Год назад ТД «Мак-Дак» объявил о создании сети «Ол!Гуд». Первый магазин открылся в Москве в ноябре прошлого года. К тому моменту на столичном рынке уже работали розничные сети схожего формата – «Южный двор» и «Парфюммаркет». Для ТД «Мак-Дак», который, согласно исследованиям ЭкспоМедиаГруппы «Старая крепость», входит в пятерку крупнейших дистрибуторов косметических товаров в Москве, сеть «Ол!Гуд» стала не первым розничным проектом. В 1997 году компания начала открывать косметические магазины «Каприз-М». ТД «Мак-Дак» занимался дистрибуцией косметики класса масс-маркет и бытовой химии. Это и предопределило специализацию сети «Каприз-М»: 95% ассортимента обеспечивалось за счет собственных поставок.
   Вместе с тем магазины «Каприз-М» сетью можно было назвать весьма условно: они не имели единого стандарта, отличались по площади (от 25 до 100 кв. м), форме торговли (прилавок или самообслуживание) и ассортименту. В одних точках его основу составляла лечебная и декоративная косметика, в других – бытовая химия. Позже было решено переформатировать магазины и присвоить им новое название «Ол!Гуд». В европейских магазинах «дрогери» помимо косметики и парфюмерии могут продавать лекарства, вино, бакалею.
   Планы «Мак-Дака» достаточно амбициозны. Уже к началу следующего года оператор намерен увеличить количество точек до 60 и выйти в регионы, открыв магазины в Екатеринбурге, Новосибирске и Питере. Компания уже ведет переговоры с региональными фирмами о продаже франшизы.
   «Уход в розничную нишу – естественный процесс развития дистрибуторов. Розница все чаще предпочитает сотрудничать с производителями напрямую, поэтому необходимость в посредниках отпадает. И чтобы остаться на плаву, дистрибуторам приходится диверсифицировать бизнес», – поясняет Владимир Маринович, директор компании «Лотос» (оператор петербургской розничной сети «Улыбка радуги»). И формат «дрогери» для многопрофильных дистрибуторских компаний считается очень привлекательным.
   Операторы, работающие в формате «дрогери», развиваются достаточно активно. «Перед отделом, который занимается поиском недвижимости, поставлена задача открывать в столице не менее трех точек в месяц», – отметила директор по маркетингу «Южного двора» Екатерина Рыбакова. «Южный двор» за последний год пополнился 25 точками, из них 70% находятся в Москве. Всего в столице под этой маркой работают 55 магазинов. Магазины этой сети открыты в Петербурге, Новгороде, Екатеринбурге и Самаре.