21.09.2005  Санкт-Петербург: ларьки снесет закон, а не бульдозер

   
   Смольный возобновил борьбу с нецивилизованной торговлей. В телепередаче «Диалог с городом» Валентина Матвиенко оюозначила недовольство администрацией Невского района Владимиром Хреновым за грязь вокруг ларьков у метро «Рыбацкое».
   Затем губернатор лично отправилась на Правый берег Невы с традиционным субботним объездом — и снова районные власти получили нагоняй. Устав лавировать между игровыми автоматами-«столбиками» и торговыми точками на подходах к станциям метро «Рыбацкое» и «Ул. Дыбенко», Валентина Матвиенко даже пообещала снять Хренова с работы, если он не уберет «весь этот бардак».
   На работу в ларек по-прежнему охотно идут люди без документов — без питерской прописки, без паспортов, без трудовых книжек. А когда Госсанэпиднадзор по просьбе губернатора проверил 300 остановочных ларьков, в 90% были выявлены нарушения, таящие угрозу для здоровья людей.
   Врачи считают вопиющим уже сам факт отсутствия санитарной книжки у торговца съестным (такой человек может болеть хоть туберкулезом, хоть гепатитом). Но диапазон ларьковых безобразий гораздо шире. От соседства на полках продуктов, которые рядом лежать не должны, до емкостей с нечистотами внутри отдельно стоящей железной будки.
   «Мы будем настойчиво наводить порядок в городе, невзирая ни на какие провокации, ни на какие спекуляции», — считает Валентина Матвиенко. При этом «ларечная война», уверяет Смольный, ни в коем случае не является войной с малым бизнесом (малый бизнес, по словам губернатора, «это разнопрофильные производства, это сфера услуг, это обувные мастерские, химчистки, прачечные, парикмахерские, пекарни»). А кроме того, городское правительство намерено решать проблему нецивилизованной торговли исключительно цивилизованными средствами.
   «Ларек может быть убран только по истечении договора аренды», — заявила на днях Матвиенко. В некоторых субъектах РФ проблему решили старым проверенным способом — бульдозерами. Но для губернатора важно, чтобы Петербург демонстрировал пример уважения к закону. Хотя с учетом нарушения всех норм, а не только санитарных (45% проверенных ларьков торгуют контрафактной продукцией, 15% ларьков торгуют техническим спиртом под видом водки и т.д.) многие договоры Смольный мог бы расторгнуть до срока.
   Время покажет, насколько искренне питерская власть печется о здоровье ларечных клиентов. Если в городе действительно не останется ни одной будки, где «продавцы», условно говоря, справляют нужду, не сходя с рабочего места, перед городским правительством нужно будет снять шляпу. В противном случае правы окажутся ларечники, подозревающие Смольный в элементарной зачистке поляны (остановки общественного транспорта — под рекламу, окрестности станций метро — под «свою» торговлю) и в желании переориентировать народ с ларьков на крупные сетевые магазины.