20.09.2005  IP для маленьких

   Компании среднего и малого бизнеса только начинают познавать прелести телефонного общения по интернет-протоколу (IP). Ситуацию могут изменить предназначенные специально для них IP-решения. В отличие от рынка ERP-решений сетевые интеграторы, устанавливающие IP-сети, делят рынок на сегменты малого, среднего и крупного бизнеса не по выручке, а по количеству сотрудников. Дело в том, что решения IP-телефонии не так дороги, как корпоративные информационные системы. В то же время величина IP-сети напрямую зависит от будущего количества пользователей-офисных сотрудников.
   Предложения по IP-телефонии для малого бизнеса можно разделить на три вида. Первый из них - установка корпоративного PIN-кода с использованием традиционной АТС. Услуга предоставляется исключительно «карточными» операторами, такими как «Зебра Телеком», «Тарио», «Арктел». Для получения этой услуги не требуется даже линии в Интернет, не говоря уже о построении специальной сети. Компания заключает контракт с «карточным» оператором, и для звонка в другой город сотрудники набирают телефонный номер оператора, идентификационный PIN-код, а затем нужный номер. Если же у компании есть собственная традиционная мини-АТС, то для упрощения соединения ее можно перенастроить таким образом, чтобы неместные звонки через специальную цифру выхода на межгород сразу направлялись IP-оператору. Главное достоинство технологии - сокращение расходов на междугороднюю и международную связь в 2-3 раза без каких-либо дополнительных затрат.
   Более технологичен второй вариант использования IP-телефонии. Для него необходима выделенная линия в Интернет, на которую устанавливается многоканальный телефонный номер. Экономия достигается за счет того, что местные и междугородние звонки направляются напрямую IP-провайдеру, минуя сети фиксированных операторов. «Внутрифирменные» звонки даже для географически удаленных офисов вообще проходят бесплатно - оплачивается только интернет-трафик. Еще одно достоинство этого варианта: внутри офиса не нужно тянуть кабели для каждого телефона - компьютерную сеть можно разветвлять при помощи сетевого оборудования. Главный недостаток - исчезновение телефонной связи в случае неполадок у интернет-провайдера.
   Наконец, третий вариант использования IP-телефонии - это перевод на интернет-технологии внутриофисной связи. Он довольно редко используется компаниями малого бизнеса из-за своей дороговизны. Ее высокая цена связана со стоимостью IP-телефона, который как минимум в три раза дороже аналогового аппарата, кроме того, необходимо закупить дополнительное программное обеспечение. Однако если сравнить затраты на строительство «с нуля» традиционной сети (включая покупку АТС) с затратами на IP-телефонию, то разница между ними не будет столь существенной. Учитывая ограниченные ресурсы компаний малого бизнеса, разработчики предлагают переводить офис на IP-связь постепенно. Выгоду дает ряд дополнительных сервисов, в частности, удобство от объединения нескольких офисов в единую сеть со своим номерным планом, голосовая почта, конференц-связь, переадресация вызовов, распределение входящих вызовов между офисами, защита от несанкционированного доступа.
   К IP-технологиям обычно обращаются быстрорастущие компании с амбициозными планами по захвату рынка. Большая их часть действует в «молодых» секторах экономики, например инвестиционном, страховом, ипотечного кредитования.