20.09.2005 Москва: ресторанная недостаточность В большинстве столиц Европы ресторанные улицы собраны в пределах небольшого по московским меркам района. Многие рестораны одновременно являются аттракционами для туристов. В Москве ресторанные оазисы разбросаны по всей центральной части города без какой-либо системы. Основных причин тому эксперты видят две: в городе мало пешеходных улиц и много рассредоточенных по городу бизнес-центров. Неудивительно, что стрит-фуд в Москве пока не отличается разнообразием. К нему можно отнесли лишь передвижные кафе быстрого питания — « Стардог’s», «Крошка-картошка», «Блины из печи» и т. п. Рестораны могли бы активнее участвовать в городской жизни. Во многих странах ресторан «включен в улицу», например, в некоторых стоят специальные витринные окна, которые в хорошую погоду «уползают» в подвал, превращая весь ресторан в открытую террасу, или приглашенные рестораторами музыканты и актеры устраивают представления на улице, развлекая посетителей и зазывая прохожих. В Москве даже большинство открытых веранд закрыты от посторонних взглядов. Нежелание рестораторов выносить свой бизнес «на люди», за пределы помещений, связано с тем, что в Москве основной доход им приносят не туристы или праздная публика, а офисные служащие. Кофейням, барам, ресторанам всех типов выгоднее располагаться по соседству с бизнес-центрами. Поэтому ресторанные зоны в столице формируются в районах, где много высококлассных офисов. Так, много ресторанов сосредоточено вокруг ст. м. «Пушкинская», в переулках и улицах вокруг Тверской. Это и Камергерский переулок, Большая Дмитровка от Камергерского до Столешникова переулка, площадь Петровских Ворот, Покровка, район Триумфальной площади, Мясницкая от Лубянки до Садового кольца. Эксперты отмечают, что рестораторы уходят в переулки и улицы второй линии во многом потому, что главная улица столицы — Тверская — стала слишком дорогой. Тем не менее несмотря на высокие ставки аренды предприятия фаст-фуда и операторы демократичных ресторанов (средний чек — до $30), пиццерий, семейных кафе — одни из самых активных арендаторов недвижимости на Тверской и вокруг нее. К тому же дорогим ресторанам совсем не обязательно «стоять на пути» пешеходного и автомобильного потоков. Основное требование к местоположению для таких ресторанов можно охарактеризовать как «поцентральнее и потише», поэтому большим спросом у создателей подобных проектов пользуется вторая линия улиц, например, переулки и бульвары в пешеходной доступности от Тверской — Большая и Малая Бронные, Спиридоньевский переулок, Гнездниковские переулки, Страстной бульвар. Московское правительство пытается решить проблему отсутствия пешеходных туристических зон. Например, с недавних пор пешеходной зоной стал Лаврушинский переулок. Однако, как считают специалисты турбизнеса, пока он не соответствует стандартам международного туризма. На разных участках маршрута нет однородного сервиса, в первую очередь это касается общественного питания и торговой сети. Ресторанные улицы встречаются и за пределами Садового кольца. Наиболее яркий пример — район ст. м. «Улица 1905 года». А на набережной напротив Центра международной торговли в бывших помещениях Трехгорной мануфактуры вырос ресторанный городок Андрея Деллоса и Антона Табакова. «Ростик Групп» открыл несколько своих предприятий около ст. м. «Октябрьское Поле», а компания «Пицца Соле Мио» — около «Речного вокзала». Предприятия фаст-фуда и демократичные рестораны сейчас готовы идти и в спальные районы, для них главное — чтобы место было людным. Кроме того, таким предприятиям в последнее время нравится размещать свои кафе рядом с учебными заведениями в расчете на своего самого активного клиента — молодежь. В ближайшее время особенно активно будет развиваться сегмент предприятий быстрого питания и кафе, которых в Москве в 3-3,5 раза меньше, чем за рубежом. Московский ресторанный рынок развивается в условиях жесткой нехватки свободных помещений. Ведущие игроки берут все, что им подходит. Это ограничивает возможность закрепления каких-то общих принципов размещения. Серьезную конкуренцию на рынке недвижимости рестораторам составляют ритейлоры, ведь они претендуют на одни и те же помещения. Похожие критерии и у торговых компаний. В условиях нехватки помещений и невысокой пока конкуренции рестораторы охотно соглашаются на соседство с коллегами по бизнесу. |