20.09.2005  Москва: в ЦАО решают проблему создания мультисервисов

   Правительством Москвы принято очень важное для всех горожан постановление "Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года". Заместитель префекта ЦАО Михаил Орлов рассказал о разработанной в округе целевой программе в рамках реализации этого постановления.
   В.: Судя по цифрам и фактам, приведенным в проекте программы, ситуация с бытовым обслуживанием в Центральном округе складывается значительно лучше, чем в других округах города. В самом деле, 1256 предприятий службы быта составляют около 19% от общего количества предприятий этой сферы в Москве. Так что же заставило всерьез заняться этой проблемой? О.: Эта задача была поставлена всем префектурам и органам исполнительной власти мэром Москвы Ю. Лужковым при рассмотрении городской программы развития бытового обслуживания. Уровень развития этой отрасли является одним из важнейших показателей состояния городской инфраструктуры в целом, комфортности проживания москвичей, а также потенциалом развития въездного туризма.
   Второй момент, который послужил стимулом для решения этой проблемы, - это то, что, несмотря на весомые показатели количества предприятий в ЦАО, проблема ценовой доступности услуг наиболее остро чувствуется в центре города. Система бытового обслуживания развивалась в последние годы по законам рынка, но не всегда учитывала интересы людей с небольшим достатком.
   Судите сами, что выгоднее предпринимателю: держать мастерскую по ремонту обуви или открыть дорогой магазин? В развитии системы социально направленных предприятий потребительского рынка префектура ЦАО в первую очередь решала острую проблему продовольственных магазинов шаговой доступности. Сегодня их около 130, а к концу года будет 150 таких магазинов. Решая эту проблему, мы наработали определенный опыт. Сегодня мы практически даем старт аналогичной программе в сфере бытового обслуживания.
   В.: Но ведь невозможно заставить предпринимателей работать себе в убыток. Рынок есть рынок...
   О.: Безусловно, но существует много рычагов. Один из них - аккредитация, которая дает определенные льготы по аренде помещения. Конечно, при этом город теряет какие-то средства, но приобретает большой социальный эффект. А вот еще один пример из торговли. Социальные магазины шаговой доступности, как правило, небольшие и торгуют малыми объемами. Понятно, что поставка в такой магазин мешка картошки обойдется дорого. Мы заключили договор с овощной базой "Виктория" и объединили в одну сеть 40 магазинов. База работает с ними как с сетью, а значит, и овощи здесь стали дешевле. В дальнейшем мы планируем сделать то же самое с молочными продуктами. Недостаточно просто создать социальные магазины, надо, чтобы они сохранились.
   В.: Воспоминание из далекого прошлого - прачечная самообслуживания. Теперь их практически нет, как невозможно найти мастерскую, например, художественной штопки...
   О.: В самом деле, за время работы в рыночных условиях произошел естественный отбор услуг. Исчезают или трансформируются те, что не нашли спроса или наоборот. Значительно сократились объемы услуг по прокату, переплетно-картонажным работам, обработке стекла, ремонту и изготовлению зеркал. И прачечных самообслуживания в Центральном округе не осталось. Существует проблема с ремонтом мебели, техники отечественного производства. Развитие значительной части предприятий службы быта сдерживается их низкой рентабельностью и убыточностью, что не позволяет расширять производство, производить реконструкцию и модернизацию и, как следствие, обеспечивать высокий уровень обслуживания по доступным ценам.
   Увеличение тарифов на электроэнергию, водоснабжение, транспортные перевозки заставляют предприятия повышать цены. Вот в этих условиях в наиболее тяжелом положении оказались предприятия, обладающие значительными основными фондами: фабрики-прачечные, химчистки, бани и банно-прачечные комбинаты, оснащенные сложным, дорогостоящим оборудованием, в эксплуатации которых находятся котельные, подземные коммуникации, здания и сооружения. И здесь большой поддержкой является принятое правительством Москвы решение о применении льготного коэффициента при расчете арендной платы.
   В.: Речь идет об аккредитации предприятий службы быта? О.: Система аккредитации социальных предприятий была введена в 2000 году и апробирована на предприятиях торговли. Поэтому решение о создании системы аккредитации предприятий бытового обслуживания - последовательный шаг в реализации социальной политики города. В соответствии с постановлением правительства Москвы в каждом районе города должно быть аккредитовано не менее двух предприятий бытового обслуживания по каждому виду услуг из числа тех предприятий, в которых цены не превышают среднегородских.
   Аккредитованные социальные предприятия бытового обслуживания должны взять на себя обязательство оказывать бытовые услуги малообеспеченным категориям граждан, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны с предоставлением скидок. А недополученные доходы этим предприятиям будут компенсированы льготами по аренде помещений и коммунальным платежам. Сегодня в округе изъявили желание пройти социальную аккредитацию 32 предприятия бытового обслуживания. Пакеты документов сформированы по 17 предприятиям и будут переданы в Департамент потребительского рынка и услуг для вынесения на заседание Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы. Но аккредитация – не единственный механизм развития рынка бытовых услуг.
   Сегодня существуют проблемы в качестве обслуживания, и система сертификации предприятий службы быта призвана их решить. Сертификация - дело добровольное, предполагается три варианта сертификатов: золотой, серебряный и эконом-класса. Скажем, предприятие претендует на золотой сертификат. Это означает, что качество обслуживания на высшем уровне, и это качество надо подтвердить. Сертификация услуг - не только элемент конкуренции между предприятиями, но и возможность заявить о себе, стимул для повышения качества работы. Если у предприятия есть соответствующий сертификат, оно должно отвечать за качество своей работы. Эта система зарегистрирована и вступает в действие.
   В.: Традиционная проблема Центрального округа состоит в тотальной нехватке площадей. Как она будет решаться в сфере бытового обслуживания, если учесть, что планируется открытие большого количества новых предприятий? О.: Город выделяет 30 процентов тех площадей, которые необходимы округу для развития системы бытового обслуживания. И огромное спасибо за это городскому территориальному агентству по ЦАО, которое относится к проблеме профессионально и ответственно, отдавая приоритеты социальным вопросам. Что же касается остальных 70 процентов - это помещения собственников. И, наверное, их бы не было, если бы не был организован диалог с предпринимателями, если бы эту программу не поддержал префект Центрального округа Сергей Байдаков, если бы не поработали управы районов. Выработан определенный механизм социального партнерства между властью, бизнесом, сетевыми компаниями. И сегодня мы определили четкие задачи на 2006 год, где отдельной строкой выделено создание системы мультисервисов.
   Опыт показывает, что развитие ряда услуг - ремонт обуви, одежды, металлоремонт - более эффективно в составе комплексных предприятий бытового обслуживания по типу "мультисервис". На сравнительно небольших площадях они могут оказывать от трех до 15 видов услуг. Возможность получения целого комплекса социально значимых бытовых услуг в одном месте способствует их популярности у жителей, а наиболее рациональное использование помещений, вспомогательных служб, кадров, транспорта обеспечивает наибольшую эффективность работы и, как следствие, более доступные цены на услуги.
   Сегодня на территории округа действуют 17 предприятий такого типа. Еще два планируется открыть в нынешнем году. Причем, многие предприниматели, понимая важность задачи и ее актуальность в условиях рынка, в рамках своих предприятий начинают развивать новые услуги.
   Очень полезными стали бы мультисервисы и в студенческих общежитиях, и на предприятиях, причем механизм их создания есть. Очень важно найти оптимальный баланс, чтобы решить задачу в комплексе. По сути программа развития системы бытового обслуживания безусловно является рыночной, но важно, что в ней есть необходимые элементы определенного госрегулирования в интересах как москвичей, так и самой отрасли.