14.09.2005 Промышленный франчайзинг обретает все большую популярность у российских компаний Российские компании все сильнее увлекаются промышленным франчайзингом. Вслед за производителем слабоалкогольных коктейлей «Хэппилэнд» им занялась входящая в холдинг «Марта» компания «Пагода». Она начала продавать права на производство полимерной упаковки под одноименным брэндом. По словам президент холдинга Георгия Трефилова, «Пагода» формирует франчайзинговую сеть предприятий по производству жесткой полимерной упаковки (пищевые контейнеры). «Нам выгоднее предоставить оборудование и технологию местной компании, знакомой со спецификой региона и обладающей налаженными связями, чем вкладывать $500 тыс. в строительство собственных производств и осваивать рынок с нуля», - пояснил он. По его словам, за два года компания намерена занять 30% рынка жестких полимерных упаковок, объем которого в 2005 году, по прогнозам «Марты», составит $150 млн. С партнерами заключается контракт на год. В каждом регионе будет только один франчайзи. Им может стать компания с опытом работы на рынке полимеров; вступительный взнос составит 30% от стоимости оборудования (около $20 тыс.). «Пагода» предоставляет кредит на покупку оборудования с льготной процентной ставкой, отсрочку платежа на сырье, пресс-формы, технологию производства, эксклюзивные права на поставку полимерной упаковки в супермаркеты Billa и Grossmart. «Пагода» уже заключила ряд договоров с компаниями Урала, Сибири, Юга и Северо-Запада России. Имена франчайзи не разглашаются. Экспертов по франчайзингу решение «Марты» удивило. Руководитель департамента фрайчанзингового консультирования «Магазина готового бизнеса» Нина Семина считает, что вряд ли на рынке упаковки важен брэнд, скорее, все зависит от технологий. «Промышленный франчайзинг в России непопулярен - сейчас выгоднее инвестировать в ритейл и фаст-фуды», - считает Н. Семина. Другой точки зрения придерживается руководитель направления франчайзингового консалтинга ИК «Финам» Игорь Веретенников. Он считает, что несмотря на отсутствие раскрученного брэнда, - основного актива франчайзинговой сети - проект может быть интересен. «Главный плюс - франчайзи получает возможность приобрести оборудование в кредит, ведь региональные банки до сих пор не очень активно кредитуют малый бизнес. Также франчайзи получает рынок сбыта. Кроме того, сейчас на рынке наблюдается большой интерес к производственному франчайзингу, но подходящих предложений практически нет», - утверждает эксперт. Участники рынка также разошлись в оценке перспектив проекта. Если директор дивизиона «Комус-упаковка» Лучеса Набатова считает, что проект «Пагоды» способен обеспечить упаковкой лишь супермаркеты холдинга, то попросивший об анонимности топ-менеджер Омской химической компании (строит производство БОПС-пленки), напротив, считает, что места на рынке хватит всем. «Из-за бурного развития ритейла рынок полимерной упаковки ежегодно прибавляет 20-30%», - пояснил топ-менеджер. |