05.09.2005  Массовые сокращения сотрудников – лишь начало глобальной реструктуризации автопрома

   Российскую автомобильную отрасль ждут сокращения персонала. Первая волна сокращения в российской автомобильной отрасли прокатилась по стране в начале этого года - производители автомобилей, выпуск которых начал снижаться, избавлялись от лишних рабочих рук. Теперь очередь за поставщиками автокомпонентов - сокращения уже начались на шинных заводах. Сами компании говорят об увольнениях как одной из мер по повышению эффективности предприятий. На деле ситуация в отрасли сложнее - сокращение автопроизводства грозит массовыми увольнениями в отрасли.
   На прошлой неделе шинный холдинг «Амтел» объявил о сокращении 1327 работников Красноярского шинного завода (КШЗ). Это почти половина персонала предприятия. По словам гендиректора завода Равиля Давыдова, это объективная необходимость, предприятие остановилось еще 20 июня. Сейчас красноярские власти вместе с руководством завода решают, что делать с людьми, оказавшимися без работы.
   Сокращает персонал и Ярославский шинный завод (ЯШЗ), принадлежащий компании «Сибур». За счет выведения непрофильных активов за полгода удалось сократить 500 человек. По словам замдиректора ЯШЗ по персоналу Юрия Рыбачкова, более масштабных сокращений не будет, а дальнейшая реорганизация будет связана с переводом части шинного производства в Омск.
   Позиция государства в отношении увольнений такова: ничего необычного в отрасли не происходит. «Сокращения - адекватная реакция собственника на рыночную конъюнктуру, - отметил Денис Пашков, начальник Управления промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций администрации Красноярского края. - В данном случае речь идет о естественном перераспределении рабочей силы в соответствии с потребностями отрасли».
   Однако специалисты утверждают, что сокращения - только начало процесса глобальной реструктуризации отрасли. Эффективность предприятий российской автопромышленности в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Увеличивать производство российские автозаводы не могут - на рынке просто нет спроса на их продукцию.
   В производстве автомобилей и смежных с ним отраслях в России занято около 14 млн человек - явно избыточное количество работников при нынешнем уровне производства.