30.08.2005  Псков: туристическая отрасль в основном развивается за счет частных фирм

   Если, по данным ЮНЕСКО, Петербург рассчитывает на 30 млн туристов ежегодно, то предместье северной столицы Псков мечтает принимать у себя по 1 млн туристов в год.
   Достичь этих цифр, рассматривая туризм как индустрию, можно, если последовательно заниматься инфраструктурой.
   Оказывается, в индустрии есть норматив, согласно которому туристом считается тот, кто покинул постоянное место жительства более чем на 24 часа.
   Выдачу российских виз на 24 часа удалось узаконить. В 2003 году их начали выдавать на российско-эстонском погранпункте, чтобы скандинавы и балтийцы смогли осматривать достопримечательности Псковской области и делать покупки. Тур просуществовал очень недолго. Подобным образом десять лет открывается судоходное сообщение Псков-Тарту.
   Это административная составляющая въездного туризма. К ней же относятся многочисленные схемы, опорные планы, концепции, программы по его развитию. В одной из последних программ, стратегических для Псковской области, было сказано: “Главным направлением вывода из кризиса экономики области является формирование новой системы хозяйствования, ориентированной на удовлетворение спроса на потребительские товары и услуги, развитие непроизводственной сферы”.
   В отдельных деталях намерения не разошлись с делом: разгосударствление туротрасли стимулировало создание десятков турагентств; провели ремонт в Пушкиногорском заповеднике; улучшили состояние Изборского комплекса; построили несколько мини-гостиниц и четырехзвездный отель с конференц-залом международного уровня.
   Однако осталось много нереализованного: по-прежнему ищут покупателя для недостроенной гостиницы “Интурист”, не создан международный этнографический туркомплекс “Старый Изборск - Малы”, внутригородские дороги плохие, туризм южной и восточной зон ждет своего часа.
   В общем объеме турресурсов области лидирует Псков - (более 1/3), ему же принадлежат и 64% познавательных туробъектов.
   Об актуальности имиджа в который раз заговорили в комитете экономразвития и имущественных отношений, куда теперь входит туротрасль. Между коммерцией и туризмом поставлен знак равенства. По расчетам, порог насыщения для Пскова - 6 тыс. туристов в день. Сегодня эта цифра недостижима, годовой турприем в области- около 250 тыс. человек в год.
   Как развивать международные туротношения при существующих пограничных сложностях и нефункционирующем международном аэропорте, могут ответить только частные туроператоры. Некоторые разрабатывают одиночные туры, которые обходятся дороже для путешественника.
   В основе наметившихся позитивных сдвигов в псковской туротрасли - частная инициатива. Так, благодаря петербуржцам появились “Пчелиный хуторок” и этнографический музей в Изборске, при участии немецкого капитала возникло “Чудское подворье”, обострилась строительная конкуренция - стали строить загородные гостевые коттеджи.
   Важно то, что малый бизнес уже позаботился о подготовке кадров для отрасли. Директор филиала Российской академии международного туризма Ольга Козырева поставила во главу угла конкретику обучения, широко используя практику студентов в российских и зарубежных отелях. Ребята оттачивают навыки речи по трем языкам и практически осваивают правила работы в турбизнесе.