30.08.2005 С.Духанов: после принятия технического регламента на парфюмерно-косметическую продукцию рынок станет более безопасным Проект федерального закона “О специальном техническом регламенте на парфюмерно-косметическую продукцию и ее производство”, по мнению его создателей, уже можно считать полностью подготовленным. Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Сергей Духанов рассказал о том, что уже больше трех лет над законопроектом “О специальном техническом регламенте на парфюмерно-косметическую продукцию и ее производство” работают две ассоциации – Ассоциация производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии и Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (РПКА). По его словам, специально для доработки и продвижения законопроекта в прошлом году ассоциации организовали некоммерческое партнерство под названием Координационный совет парфюмерно-косметической промышленности, устроенный по принципу “двойного ключа”: ни одна из ассоциаций не имеет в нем большинства, а решение обретает силу только при обоюдном согласии. В 2004 г. законопроект прошел слушания в Госдуме и получил самые лучшие оценки. По словам С.Духанова, высказывались различные замечания и пожелания, но, тем не менее, депутаты отмечали, что проект регламента — «один из самых продвинутых». По мнению С.Духанова, у действующего законодательства, регулирующего парфюмерно-косметическое производство, недостатков очень много. Например, система вывода парфюмерно-косметической продукции на российский рынок чрезвычайно запутанна, многоступенчата, весьма отличается от международной практики — главным образом тем, что в ней преобладают дорыночные методы контроля. В новом регламенты также отражены вопросы осуществления контроля безопасности продукции. "Мы исходим из того, что вопросы качества регулируются рыночными отношениями: потребитель сам определяет, какой продукт для него больше подходит, какой он считает более качественным", - подчеркнул он. Единственный аспект качества, который закладывается в проекте технического регламента, — момент, связанный с невведением потребителя в заблуждение: предприниматель должен нести ответственность за наличие у продукции заявленных им свойств. По словам С.Духанова, обсуждение проекта регламента не обошлось без дискуссий. Большинство членов Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии – российские филиалы крупных транснациональных корпораций. И для них не стоит вопрос поддержания безопасности и качества товаров на определенном уровне. Ассоциация выступила с инициативой разработки регламента, потому что её члены привыкли вести свои дела в мировом масштабе в нормальной юридической среде. Поэтому такую же среду они хотели бы иметь и в России, чтобы рынок так же был защищен от недобросовестных производителей. РПКА состоит в т.ч. из крупных производителей, менталитет которых близок членам нашей ассоциации, отмечает С.Духанов. Кроме того, в ассоциации участвуют и органы по сертификации, что порождает некоторый конфликт интересов, потому что одной из задач реформы технического регулирования является уход от неоправданной сертификации. Поэтому велись дискуссии — нужно ли оставить сертификацию или нет. В результате родился компромисс: будет 5-летний переходный период, в течение которого для заявителя (производителя, импортера, дистрибьютора, продавца) сохраняется возможность выбора, по какому пути идти – по пути декларирования (размещения товара на рынке в уведомительном порядке) или сертификации. С.Духанов сообщил о том, что при разработке регламента учитывались многие существующие международные документы. Кроме того, новый документ анализировался экспертами ТАСIS, и в нынешний текст включены некоторые их рекомендации. Он также заметил, что технический регламент содержит ряд приложений, в которых перечисляются вещества, запрещенные и разрешенные к применению в парфюмерно-косметической продукции. На предмет соответствия этим требованиям и будут проверять продукцию органы госконтроля. По словам С.Духанова, многие из этих требований содержатся в существующих ГОСТах и СанПиНах, однако эти нормативно-правовые документы очень низкого порядка и не являются законами. «Если проект станет законом, производителям придется следовать его требованиям, поэтому рынок станет более безопасным для потребителя», - заметил он. |