26.08.2005  Санкт-Петербург: власти готовы помогать частным школам и вузам

   
   Еще 15 лет назад частное образование казалось чем-то необычным, а сегодня в России работает более 600 негосударственных школ, где учится около 53 тысяч человек. Открылось много негосударственных вузов. Тем не менее споры о преимуществах и недостатках частного образования не утихают до сих пор, да и сами школы и вузы по-прежнему испытывают трудности при взаимодействии с государством.
   В Петербурге частные школы появились как альтернатива существовавшей системе образования. Сейчас в 70 негосударственных школах учится около 10 тысяч детей (около 1 процента от общего числа школьников Петербурга). Средняя стоимость обучения составляет от 6 до 20 тысяч рублей в месяц. Стоит отметить, что только треть частных школ Петербурга имеет государственную аккредитацию и может выдавать выпускникам аттестаты государственного образца, остальным же приходится проходить аттестацию в других образовательных учреждениях.
   Можно сказать, что на сегодняшний день рынок частных образовательных услуг в городе сложился: если раньше в год открывалось более 20 частных школ, то в 2004 году появилось не более двух.
   По словам директора бизнес-школы «Взмах» Елены Морозовой, за 15 лет развития частного образования изменились и государственные школы, и сейчас очень важно наладить диалог между этими двумя направлениями, чтобы сделать работу и тех, и других более эффективной.
   Председатель Комитета по науке и высшей школе Александр Викторов отметил, что в Петербурге большинство частных учебных заведений - как школ, так и вузов - работают хорошо и дают качественное образование. По его словам, как для государства, так и для общества не должна иметь принципиального значения форма собственности школы или вуза.
   Александр Викторов также отметил, что город готов помогать частным школам и вузам, выделяя землю и здания, например, под реконструкцию. Однако налаживанию эффективного диалога между частным образованием и государством часто мешают непродуманные законы.
   Проблемой является наличие государственных стандартов, ограничивающих в какой-то степени свободу преподавания.
   Александр Викторов сообщил, что готов отстаивать право негосударственных учебных заведений участвовать в разработке стандартов по различным специальностям.
   Может быть, из-за того, что частной школе и вузу легче сформировать направление своей деятельности, частные образовательные учреждения могут более оперативно откликаться как на социальный заказ, так и на индивидуальный заказ конкретного человека.