24.08.2005  Книжный рынок переживает «атаку клонов»

   На прилавках книжных магазинов появилась еще одна книга забавных баек про президента России. Вслед за сатирическим бестселлером Максима Кононенко «Владимир Владимирович ТМ» из-под пера политика и бизнесмена Константина Борового вышли пьесы «Владимир Владимирович. сom». У двух изданий поразительно похожие оформления, жанры, да и в книжных магазинах они лежат рядом. Впрочем, такие неслучайные совпадения не редкость. Многие российские издатели любят кататься на шлейфе чужой популярности.
   Новому автору не так-то просто влиться в бурлящий книжный бизнес, который и без него плещет через край. Чтобы не тратиться на рекламные плакаты по всему городу и на хорошие места в книжных магазинах, есть простой выход. Можно сесть на шею чужой славе и позаимствовать лучший из ее компонентов: раскрученного главного героя или яркое оформление. Тем более что читатели вовсе не возражают против книг-клонов. Как раз наоборот. Творения разных авторов, объединенные общим пиаром, складываются в сериал и автоматически становятся более привлекательными. Другое дело, что авторы-первопроходцы не испытывают к сериалам дружеских чувств.
   Нечто похожее уже было в нашем книжном бизнесе, когда правообладатели мирового бестселлера «Гарри Поттер» боролись с российскими создателями «родственников» мальчика-мага – «Порри Гаттером» и «Таней Гроттер». Скандал увеличил популярность всех трех изданий.
   На днях всплыла еще одна история с «бедными родственниками» известных книжных персонажей. В Санкт-Петербурге силами недавно созданного Института соитологии готовится издание «Эротических путешествий Гулливера». Автор – тот самый Джонатан Свифт. Как утверждает сотрудник института Неонилла Самухина, к ней попал первоначальный вариант знаменитого романа, согласно которому Гулливер смаковал интимную близость и с гигантскими великаншами, и с расторопными лилипутками. Однако цензура восемнадцатого века вырезала из романа все пикантные моменты.
   Главный научный сотрудник института «Пушкинский дом» Вадим Рат считает книгу пошлой мистификацией, созданной для нагревания рук. Сплошь и рядом из небытия всплывают новые редакции знаменитых шедевров. Совсем недавно в России опубликован бесцензурный вариант романа «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя. Но исправления, сделанные полвека назад, отследить гораздо проще, чем заглянуть в трехсотлетнюю и весьма спорную историю Гулливера.
   Способы использования чужой славы бывают вполне законными и невинными. Например, популярная серия качественной литературы «Игра в классику» очень жалует однофамильцев знаменитостей. Среди ее авторов, например, Росс Кинг, Джонатан Кэрролл и Пол Остер – писатели, раскрученные у себя на родине, но далеко не в мировом масштабе. Нередко в книжных магазинах возникают конфузы, связанные с выяснением личности Рю Мураками: в России он появился после мировой знаменитости Харуки Мураками, и читатели нередко их путают. Еще одна ожидаемая новинка книжного рынка – опусы некоего голливудского сценариста Майкла Толкина.
   Нередко, купившись на известную фамилию, рядовой читатель даже не предполагает, что у знаменитого писателя может быть немало однофамильцев, желающих погреться в лучах чужой славы. Не разобравшись в деталях, он приносит книгу домой и бьет себя ладонью в лоб: автор-то совсем не тот.
   Кроме завуалированных афер, бывают и явные мошенничества. На днях с книжных лотков Киева молниеносно разошелся роман Бориса Акунина «Рокировка», который... он никогда не писал. Черно-белая гравюра, белый шрифт на черном поле обложки – книга точь-в-точь копирует фирменный вид детективов Акунина, найденный семь лет назад первым издателем писателя Игорем Захаровым. Только главного героя детектива заместила его правнучка Фандорина-Бачурина. «Рокировку» выпустили на рынок российские предприниматели, указав в выходных данных некое издательство «Фениксчер-пресс» и липовый петербургский адрес. Правообладатели видят в таком названии издательства издевку: феникс – птица, которая способна снова и снова рождаться из кучи презренного пепла. Значит, есть вероятность, что фальшивки будут появляться и дальше.