23.08.2005 Таможня гонит судовладельцев под чужие флаги В 90-х гг. практически весь гражданский флот России ушел под "чужие" флаги. Это произошло из-за ряда непродуманных законов и неоправданных налогов. По иронии судьбы, "морской разгром" проходил на фоне диаметрально противоположного процесса, протекающего в других странах. Ведущие морские державы взялись за реформирование законов и налогов, сделав их приемлемыми для собственных судовладельцев. Наконец, к подобному решению, хотя и с большим опозданием, пришла Россия: Госдума приняла в первом чтении закон о международном реестре судов. В случае окончательного принятия документа, возвращение под родной флаг для российского судовладельца перестанет быть, как выражаются моряки, "актом самоубийства". Возрождение флота, о котором сейчас так много говорится в высоких кругах, подразумевает, что вместе с кораблями начнет возрождаться и инфраструктура, в частности – судоремонт. Однако, чтобы это действительно заработало и начало приносить в казну деньги, необходим целый ряд сопутствующих законов. Казалось бы, зачем гнать судно для небольшого ремонта в корейский Пусан, если оно находится в 12 часах хода от Петропавловска? Однако гнать все-таки приходится. Российский ремонт не устраивает моряков ни по качеству, ни по срокам, ни по ценам. В результате, дешевле привести корабль в Корею, оплачивая длительный переход, нежели ремонтировать его в нашей стране. Об этом очень хорошо знают российские таможенники, которые со всех судов, прибывающих домой после ремонта за границей, собирают пошлину в размере 5% и НДС в размере 18%. Посчитать убытки судовладельца может любой желающий. Год назад был принят новый таможенный кодекс, в котором ст. 276 ("Обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств") дает пояснение сути ремонта. С появлением этой статьи российские суда получили возможность заходить в российские порты после произведенного за границей ремонта. Однако таможенники не дремлют. Как следует из ст. 276 ТК РФ для получения освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов судовладелец должен доказать, что проведенные работы на судне сводились к поддержанию технико-эксплуатационных характеристик судна. Если доказать это не удастся, ремонтные работы будут расцениваться как операции по переработке и, соответственно, на сумму ремонта будут начислены таможенная пошлина и НДС. В последние несколько месяцев таможенные управления всех федеральных округов рекомендуют подконтрольным таможням ужесточить контроль над судами при осуществлении их обратного ввоза после проведения операций по ремонту в портах иностранных государств. В этих рекомендациях таможенные управления указывают критерии, наличие которых дает возможность судовладельцу не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Критерии эти таковы, что практически любой ремонт, произведенный в порту иностранного государства, подлежит обложению таможенными пошлинами и налогами. В статье закона есть "зацепка", дающая возможность бдительным таможенникам "содрать" с судовладельца сборы по полной схеме. Если судну не пришлось ремонтироваться в аварийном порядке (а такой ремонт бывает крайне редок), то таможня попытается сделать все возможное и невозможное, чтобы подогнать ремонт под категорию, позволяющую обложить его пошлинами. Многие фирмы, в основном небольшие, готовы платить таможне за все. Но для крупных предприятий с их большими флотами и частыми ремонтами это слишком дорого. Поэтому они ищут любые возможности этого не делать, например, многие наши суда вообще не заходят в отечественные порты по многу лет. Существует несколько писем за подписью чиновников Федеральной таможенной службы (ФТС), которые разъясняют своим коллегам в регионах, что пошлину за ремонт в других странах брать все-таки надо. Среди них начальник правового управления ФТС Г. Баландина, которая пишет о том, что взимание таких пошлин основано на соблюдении "интересов российских организаций, осуществляющих ремонтные работы на территории России, что соответствует интересам российской экономики в целом". Заинтересованность ФТС естественна, ведь теряя возможность взимать платежи за произведенный за границей ремонт, таможня лишается одного из главных источников поступлений. А эти самые платежи – это единственный показатель эффективности работы таможенников. Чем больше собрано платежей, тем больше штат и выше статус. Дальнейшее развитие ситуации можно просчитать достаточно точно. Если "терзание" таможни судьбой отечественного судоремонта не будет вовремя и жестко излечено путем принятия четких и недвусмысленных законов или поправок к существующим, то рано или поздно она добьется своего. Не мытьем, так катаньем таможенники "пробьют" разрешение сдирать пошлины за любой ремонт за границей, исключая аварийный. Ответом на это со стороны судовладельцев станет резкий всплеск своеобразного "членовредительства" в иностранных портах. Для этого особого ума не надо: хлопнуть кувалдой по самой дешевой детали в требующем ремонта механизме, и с чистой совестью становиться на вполне законный "аварийный" ремонт. Хотя, вполне возможно, что и в этом случае таможенники подойдут к делу "творчески", перекрыв и эту "аварийную" лазейку. Нов этом случае чаша терпения моряков, наверняка, окажется переполненной. Российский гражданский флот уже окончательно попрощается с российским флагом, позабыв дорогу в родные порты. И вот тогда уже возмутятся те самые российские судоремонтники, о которых так пекутся таможенные генералы. Ремонтировать в наших портах станет просто нечего. |