23.08.2005  Санкт-Петербург: московские рейдеры на берегах Невы

   Специалисты по антикризисному управлению в Петербурге прогнозируют в ближайшее время выход на городской рынок представителей столичных компаний, занимающихся скупкой и перепродажей различных видов бизнеса.
   Для многочисленных рейдерских компаний не имеет значения, какой вид бизнеса развивает предприниматель. Решение принимается исходя из соотношения стоимости активов предприятия и затрат на его покупку. Если разница превышает доход по вкладам или ценным бумагам, то операция уже считается оправданной.
   Рейдерский бизнес - один из динамично развивающихся в Московском регионе. Сегодня ему там тесно: много конкурентов, и активы уже переделены. Потому рейдеры идут в российские регионы. Один из самых привлекательных для них - Северо-Запад РФ, особенно Петербург и примыкающие к нему районы Ленобласти, где много неподеленных секторов рынка, предприятий, недвижимости и земли.
   Технологии, которые позволяют осуществлять захват разрозненных фирм путем их слияния, поглощения или закрытия со сменой в дальнейшем собственника, давно отработаны. К эффективности ведения бизнеса этот процесс никакого отношения не имеет: речь идет о перераспределении и концентрации прибыли.
   Среди рейдерских компаний, предлагающих услуги в Петербурге, немало солидных фирм. Однако практически все они связаны с московским капиталом. Обороты и возможности петербургских перекупщиков скромнее. Именно этим объясняется определенная доля беспечности предпринимателей Петербурга и Ленобласти, которые вкладывают минимум средств в обеспечение безопасности своих предприятий. Это создает угрозу того, что их защитные структуры могут быть перекуплены.
   Кроме того, для противостояния рейдерам нужны специалисты по антикризисному управлению. Бизнес же многих петербургских компаний непрозрачен. Потому многие собственники не доверяют посторонним организациям.
   Считается также, что это признак собственного бессилия, а риск от подобного шага выше, чем возможный эффект: кто поручится, что тот, к кому обратится предприниматель, не продаст его конкурентам. Потому на места доверенных юристов и финансовых менеджеров стараются взять знакомых или родственников. Разработанная ими система защиты создает иллюзию обеспечения стабильности бизнеса.
   Для рейдера такая ситуация - клондайк. Особенно если за дело берется не малая фирма, которая привыкла зарабатывать на рэкете собственника, а крупная компания, государство в виде хозяйственной структуры или некий государственно-частный альянс.
   Практика московских антикризисных управляющих показывает, что на ранних этапах противодействия рейдерам можно выработать успешную тактику противостояния, если провести грамотную экспертизу рисков и найти эффективную стратегию.
   Цели рейдеров могут быть различными: в одном случае ставится задача концентрации влияния на бизнес. В другом случае они покушаются на недвижимость и землю (площади освобождают от бизнеса и сдают в аренду или продают). В Петербурге таких объектов - на сотни миллионов долларов.
   А нередко собственника меняют просто для обеспечения выполнений требований одного из кредиторов. Наконец, скупают акции в размере блокирующего пакета для шантажа собственников, которых потом вынуждают выкупать акции по более высокой цене (так называемый гринмейл - сравнительно новый для Петербурга вид рейдерского бизнеса).
   Тактика “очистки” может быть различной - вплоть до выстраивания сложных цепочек от перекупщика к застройщикам и покупателям. От таких процедур нет универсальных рецептов защиты. Готовиться к тому, что бизнес может быть захвачен или атакован для получения отступных, следует заранее. Когда предприниматель узнает о начале операции против него, то первый раунд он уже проиграл. И пока отбивает первую волну наступлений, накатывает вторая - заранее запланированная.