22.08.2005  Американец делает бизнес на экологически чистых цветах

   Джеральд Пролман, основатель калифорнийской компании Organic Bouquet, пытается создать новую отрасль. На волне интереса к так называемым органическим овощам и фруктам, т. е. выращенным без использования пестицидов и химикатов, он предлагает покупателям органические цветы.
   Принадлежащая Джеральду Пролману компания Organic Bouquet торгует цветами через Интернет и в дорогих супермаркетах, но этим не ограничивается. Потенциальные клиенты Organic Bouquet — компании и некоммерческие организации, которым не безразличны окружающая среда и здоровье людей. По самым скромным прогнозам, оборот его компании в этом году превысит $3 млн, причем около 70% объема продаж принесут органические розы на длинном стебле.
   Чтобы добиться своей цели, Пролману пришлось быть и маркетологом, и финансистом, взывать к сознательности людей и договариваться с потенциальными поставщиками — фермерами Южной Америки. “Когда мы начинали, то у нас не было ни спроса, ни предложения, ни капитала, — рассказывает Пролман. — Мне пришлось все создавать собственными руками”. Ему очень помогло то, что у него уже был подобный опыт. В 1989 г. он вместе с партнером основал компанию по продаже органических продуктов Made in Nature. Дела пошли настолько успешно, что ими заинтересовался производственный гигант Dole Food, который приобрел компанию в 1994 г. Через полтора года Dole решил избавиться от неключевых активов, и Пролман выкупил свою фирму назад, чтобы потом еще раз продать ее компании Vacu-Dry.
   Пролман заработал достаточно денег на каждой сделке, поэтому инвесторы не отказали ему в финансировании, когда в 2001 г. он открыл свою новую компанию Organic Bouquet.
   Но прежде чем искать инвесторов, компании Organic Bouquet нужно было найти поставщиков. “Никто не хотел выращивать органические цветы, потому что спроса на рынке на них не было, — рассказывает Джеральд. — Но спроса не было именно потому, что не было предложения”.
   Решение этой головоломки нашлось в Южной Америке, где было достаточно компаний, торгующих недорогими цветами, и много нетронутой земли, на которой можно было сразу выращивать органические цветы. Чтобы запустить процесс, при подписании контракта Пролман зафиксировал цену на каждый выращенный цветок, чтобы цветоводы не зависели от брокеров и постоянно меняющихся цен.
   “При выращивании цветов, особенно тех, что продают срезанными, используются недопустимо высокие дозы пестицидов”, — говорит Маргарет Ривз, старший научный сотрудник Pesticide Action Network North America из Сан-Франциско. — В отрасли цветоводства не действуют никакие ограничения, ведь ее продукция не употребляется в пищу“.
   Organic Bouquet повышает продажи, привлекая социально активных покупателей. Например, члены Фонда защиты дикой природы (WWF) и члены Общества за гуманное обращение с животными (PETA) получают скидку 10-15%. Небольшая часть средств, вырученных от продаж цветов (около 5%), перечисляется в фонд этих благотворительных организаций. Таким образом, покупая цветы, люди одновременно делают взносы в защиту окружающей среды.
   Быстрому росту оборотов способствуют и партнерские отношения с крупными компаниями. Например, Organic Bouquet заключила контракт на обслуживание с производителем мороженого Ben & Jerry's, входящим в концерна Unilever. Сотрудники Ben & Jerry's получают при покупке цветов скидку 20%. “Наши организации симпатизируют друг другу, в этом и заключается сила цветов, — говорит Кристи Хеймерт, пресс-секретарь Ben & Jerry's. — Когда нам нужно поблагодарить кого-то, мы посылаем букет цветов через Organic Bouquet”.