19.08.2005  Малый бизнес представлен на МАКСе десятками компаний - и у всех одинаковые трудности

   Малый военный и авиационный бизнес представлен на МАКСе десятками компаний. У большинства из них схожие проблемы — отсутствие доступных кредитов и слабый интерес военных к их продукции. Между тем они успешно разрабатывают технологии, находящиеся на острие военной “моды”.
   Московская фирма “Авиаконверсия” прославилась на весь мир в 2003 г., когда Госдепартамент США обвинил ее в поставке в Ирак джаммеров — устройств для подавления сигналов спутниковой навигационной системы GPS. “Мы подорвали американскую концепцию неядерного стратегического нападения”, — говорит директор “Авиаконверсии” Олег Антонов, до 1992 г. — заведующий лабораторией ГосНИИ авиасистем. Тем не менее Минобороны не закупает продукцию у “Авиаконверсии”, “наоборот, наша работа вызывает бешеную ненависть у Минобороны и "Рособоронэкспорта", поскольку наши разработки — это наша собственность и мы можем продавать их самостоятельно”, жалуется Антонов. Не получается у компании и сотрудничество с банками: “Мы пытались брать кредиты, но поняли, что наши банки дают их только на неделю”.
   Аналогичные проблемы испытывает гендиректор компании “Модернизация авиационных комплексов” (МАК) Вячеслав Красножен. “Для нас долгосрочные кредиты тоже недоступны”, — признается он. Инвестиции в проекты идут за счет собственных средств учредителя — компании “Полигон”, торгующей военной одеждой. МАК разрабатывает тренажеры танков и боевых вертолетов, состоящих на вооружении Российской армии. Но пока российское Минобороны интереса к тренажерам не проявляет, а, например, белорусские военные их уже закупают.
   Казанская компания “Эникс” разрабатывает беспилотные летательные аппараты, которые в мировой военной авиации являются вместе с высокоточным оружием самой модной темой. По словам ее конструктора Ильдара Якупова, у них есть госзаказ от военных, а часть продукции продается через “Рособоронэкспорт”. Но банковские кредиты из-за их дороговизны малодоступны и для “Эникса”.
   “Мы берем умеренные комиссионные в 6-7% и готовы сотрудничать с малыми компаниями, — говорит источник в "Рособоронэкспорте". — Но, к сожалению, у нас часто нет уверенности в том, что малые компании просуществуют больше, чем срок службы их изделий”. Впрочем, руководитель агентства по промышленности Борис Алешин признает, что во всем мире на военных работает множество малых инновационных фирм, и обещает подумать над тем, как поддержать эти компании в России.
   “Проблема малых компаний все же не в госпосреднике, — считает авиационный эксперт Сергей Сокут. — Самую большую угрозу для них представляют крупные компании ВПК, которые всячески препятствуют их контактам с генералами и чиновниками”.