19.08.2005  Нижний Новгород: от забегаловок - к тратториям и пабам

   По данным администрации Нижнего Новгорода, на 1 января 2005 года в городе действовало 837 заведений общепита, что на 2,5% превышает показатель начала 2004 года. При этом количество ресторанов возросло за год с 24 до 29, баров - с 61 до 74, кафе - с 218 до 249, зато закусочных - сократилось с 504 до 475. В 2004 году в Нижнем Новгороде открылось 21 предприятие общепита, тогда как в 2003 году - 67.
   Ресторанный сегмент занимает в индустрии питания Нижнего Новгорода около 5%. Столь низкую долю эксперты объясняют несколькими причинами. С одной стороны, город до 1990-х гг. был «закрытым», с другой - уровень доходов местного населения пока довольно низок. По данным социологических исследований, в последние годы в Нижнем Новгороде сформировалась достаточно стабильная по численности прослойка населения в 5-7 тыс. человек, которые могут позволить себе ежедневное посещение ресторанов, покупки в дорогих магазинах и ежегодный отдых за границей. До сих пор усилия рестораторов направлены на удовлетворение потребностей именно этой части горожан.
   По мнению главного специалиста отдела развития потребительского рынка и услуг департамента по промышленной политике и внешнеэкономическим связям администрации Нижнего Новгорода Людмилы Ванеевой, основными тенденциями рынка сейчас является быстрый рост числа заведений быстрого питания в формате фаст-фуд и free flow («свободный доступ»). Кроме того, в последнее время все более популярным среди рестораторов становится создание собственных кондитерских цехов и производств полуфабрикатов.
   В 2003 году в Нижнем Новгороде началось активное строительство предприятий стационарного фаст-фуда. Открылись первые заведения московских сетей, и аналитики заговорили о тенденции развития нижегородского фаст-фуда в сетевом варианте. Если до этого сегмент был представлен 3 ресторанами «Макдоналдс» и сетями передвижных вагончиков-тонаров («Гурман», «Слоеный пирожок» и др.), то в 2003 году крупнейший оператор ресторанного рынка Нижнего Новгорода, группа компаний «ПИР», купила у компании «Росинтер» франшизы сетей «Ростикс», «IL-Патио», «Планета суши» и кофейни «Мока-Лока».
   Интенсивное развитие фаст-фуда в Нижнем Новгороде стало стимулом для освоения местными предпринимателями новых направлений этого формата. Так, бизнесмен Олег Кульвинский, владелец 6 гипермаркетов «XXI век», в ближайшие годы намерен создать в торговых центрах города сеть блинных.
   Рынок собственно ресторанов и кафе Нижнего Новгорода представлен в основном тематическими заведениями, которые расположены преимущественно в центре города. В «рабочих» и спальных районах ресторанный бизнес если и развивается, то в основном из-за дефицита помещений в центре. Самые заметные проекты в сегменте тематических ресторанов - заведения национальной кухни ГК «ПИР».
   Последняя кулинарная мода в Нижнем Новгороде, как и во многих других городах России, связана с азиатскими культурами. Самые яркие проекты – «Тюбетейка» и «Шанхай» (китайско-японская кухня). Еще один нижегородский ресторан с китайской кухней – «Тинь Дао» в ночном клубе «Рокко».
   Традиционным для нижегородских ресторанов является также открытие летних площадок. Достаточно известны в городе «Зеленое кафе» при ресторане «У Шаховского», летние площадки кафе «Мишель» и «Шато», а также «Пирушка у Ганса».
   Многие рестораторы отмечают, что хотя спрос населения на рестораны растет, конкуренция все же усиливается и заставляет игроков воплощать в жизнь авторские проекты с хорошей, вкусной кухней, сервисом и в ярко выраженном стиле. В погоне за гостем выживают разнообразные, интересные рестораны, вытесняя с рынка несоответствующие современным тенденциям.