18.08.2005 Волгоградская область: 11 способов противостоять экспансии московских компаний Несколько лет назад крупные российские структуры предпочитали заходить на низкоконкурентные региональные рынки. Стратегия их прихода отличалась агрессией, демпинговыми ценами, громкой рекламой, что гарантировало быстрое завоевание значительной доли рынка и достижение больших оборотов. Такой путь требовал серьезных финансовых вливаний, организационных и трудовых затрат по созданию филиала и внедрению отработанных в Москве технологий. Примерно так заходили на волгоградский розничный рынок международная сеть «Metro Cash&Carry», московские сети «Эльдорадо», «Евросеть», «Перекресток», «Старик Хоттабыч», «Спортмастер», краснодарский «Магнит». Сейчас более популярна иная модель экспансии - приходить на высококонкурентный рынок. Чаще всего на основе мониторинга выбирается одна или несколько крупных региональных компаний с сильными рыночными позициями, которым предлагается выкупить франшизу. Такой путь менее затратный, но не гарантирует быстрого завоевания лидирующих позиций и требует постоянного контроля над деятельностью регионального владельца бренда. На условиях франчайзинга в городе работает международная розничная сеть «Intersport» (франшизой владеет одноименная волгоградская компания «"Интерспорт»). Так приходила в регион московская «Пятерочка» (региональный оператор «Тамерлан»), большинство одежных брендов («Benetton», «Motivi»). Некоторые компании выбирают третий путь, сочетающий в себе первые два, - крупная компания заходит на рынок путем создания самостоятельного филиала, а затем расширяет свое влияние путем продажи франшизы местным операторам. Существует несколько возможных моделей поведения местных предпринимателей, осознающих, что в сфере деятельности их предприятий нарастает иногородняя экспансия. Они могут продолжать активно работать, своевременно перенимая все самые современные отраслевые технологии. Пример такого поведения на волгоградском рынке - местные розничные продовольственные сети «МАН», «Радеж», «Добрый сосед». Второй путь - выкупить франшизу у московского оператора. В обмен на некоторую потерю самостоятельности в управлении, затрат на приобретение франшизы и ежемесячных отчислений роялти бизнесмен получает право использовать раскрученный бренд, апробированные технологии, мощную рекламную поддержку. Яркий пример использования франчайзинговых технологий в Волгограде - переход местных сотовых ритейлеров - компаний «Мобильный мир» и «Сеть» - под торговую марку «Цифроград». Еще один путь для предприятия, рынок которого подвергается экспансии, - продать свое предприятие московским сетям, получить единовременную сумму и инвестировать ее. При этом бывший собственник может претендовать на должность исполнительного директора регионального филиала. Можно свернуть бизнес и заняться девелоперской деятельностью или продать раскрученный бизнес и на полученные деньги развивать другое направление. Можно продать только ядро бизнеса, оставив себе на аутсорсинг вспомогательные функции, или развивать свой бизнес, ориентируясь на районы Волгоградской области, куда москвичи еще не дошли. Вариантом может стать объединение в ассоциации с другими региональными игроками или сохранение предприятие даже в условиях высокой конкуренции путем использования креативного подхода и знания местной специфики. Кроме того, можно объединять в единый холдинг собственный и полученный по франчайзингу бренды или реализовать обратную экспансию. |