18.08.2005 Сувенирная продукция становится для российских партий правилом хорошего тона Партийные аксессуары - не только неотъемлемый элемент политической пропаганды, но и способ самовыражения. Каждая уважающая себя политическая партия стремится выработать свой фирменный стиль и вложить в простую вещицу частичку своей идеологии. К слову, себестоимость одного партийного флага 30 руб., майки - около 100. Помимо стандартного джентльменского набора каждой партии - флаги, ручки, эмблемы, майки, значки, пакеты, календарики - креативная мысль партийных функционеров стремится породить что-то свое, особенное. Например, КПРФ выпускает ностальгические будильники советского образца - огромные, с оглушительным звонком и громким тиканьем. Естественно, красные. Популярностью в партийных кругах пользуются также ручки с гравировкой в виде автографа Геннадия Зюганова, а также необходимые в быту предметы - зажигалки, открывашки, рулетки. Здоровый творческий юмор присутствует в партийной атрибутике ЛДПР - пожалуй, самой щедрой при "раздаче слонов", то есть зажигалок, ручек, маек "ЛДПР" необъятного размера с надписью на спине "Приходи за второй" и, конечно, хитом партийной агитации - кассетами и дисками "Поет Владимир Жириновский" с нестареющим хитом про ковбоя Буша. Вот, скажем, понадобился Виктору Ющенко народ, много народу - и появились на свет гениальные оранжевые шарфики. Предмет одежды, недорогой, но заметный и неотъемлемый в конкретном сезоне, уже сам по себе агитировал за "оранжевую революцию", даже когда согревал шею гражданина чисто случайно. С этой находкой может сравниться лишь изобретение Григория Явлинского, когда каждый плод с яблони или его рукотворный образ лишний раз напоминают о партии "Яблоко". В магазинах "Икеа" соломенные яблоки идут нарасхват - одно из них украшало даже стол самого Григория Алексеевича во времена его работы в Думе. Традиционной формой политической агитации является также раздача съедобных яблок на Яблочный Спас. Партия, чьим электоратом всегда считалась интеллигенция, выпускала коврики для компьютерных мышей с партийной символикой, а также большие пивные кружки. Однако сегодня российские партии, вероятно, в народе не особенно нуждаются. Практически вся их атрибутика нацелена на товарищей по партии, на одобрение руководства, на самовыражение, наконец. Даже та, что по форме определенно ориентирована на улицу. Как, например, зонт "Единая Россия" с медведем на крыше. Лидеры партии не могли не оценить по достоинству идею, заложенную в суперразмер зонта: под такой крышей всегда сухо и уютно. К тому же он не складной, что хотя и неудобно, зато на ассоциативном уровне вполне вызовет мысль о непримиримости и несгибаемости партии в отстаивании своих позиций. Если у "Единой России" нет проблем, то остальные партии отчаянно нуждаются и в новых идеях, и в новом наглядном воплощении этих идей, которое привлечет внимание и расположит народные массы. Чем нас, к примеру, намерен порадовать СПС, сейчас активно ищущий такого расположения? Подставками для пива с логотипом правых. Ну и правильно, электорат СПС в метро не ездит, под дождем не мокнет, так пускай любуется на партийную символику дома. Сейчас в аппарате партии то ли в шутку, то ли всерьез рассматривают идею выпуска обрезателей для сигар. Сергей Шаргунов, лидер молодежной "Родины", сказал: "Мы не стремимся к какой-то экзотике. Считаем, что главное - достижение политических задач, а уж потом всякие причиндалы. У нас традиционно есть майки, знамена. А еще мы придумали самым активным активистам выдавать оловянных солдатиков-родинцев". Оловянные солдатики партии - это круто и где-то даже самокритично. Хорошо бы другим партиям перехватить идею, тогда появились бы коллекционеры солдатиков разных партий, возникла бы здоровая конкуренция... Вот кто грамотно и четко ориентированно использует всю богатую гамму партийной атрибутики, так это КПРФ. Есть вещицы для молодежи, есть для активистов, есть для улицы. Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ, такую информацию от прессы не скрывает: "Мы ежегодно выпускаем флаги тиражом 5 тыс. экземпляров, рассылаем их по регионам. Сейчас у нас четкий фирменный стиль - все флаги одного размера. Есть также майки, бейсболки. Майки нескольких видов - с партийной символикой и портретом Че Гевары. К 7 ноября 2003 года мы выпустили буденовки, которые пользовались большой популярностью. Возможно, мы снова их выпустим к выборам в Мосгордуму. Большим успехом пользуются шарфы. Они двух видов - шелковые и полушерстяные. Часы - будильники, карманные и наручные, открывашки в форме кулака. Еще были, но уже разошлись чайные сервизы. А к выставке партий в Манеже в 2003 году КПРФ выпустила даже блузки и рубашки со своей символикой". |