17.08.2005 Москва: система взаимоотношений с рапространителями наружной рекламы может быть изменена Во вторник на заседании правительства Москвы обсуждалась Городская целевая программа развития наружной рекламы, информации и оформления г.Москвы на 2005-2007 гг. С основным докладом по этому вопросу выступил председатель Комитета рекламы, информации и оформления г.Москвы Владимир Макаров. По его словам, проект программы представляет собой единую стратегию реорганизации отрасли и крайне актуален для столицы: при всех положительных моментах наличия развитой сети наружной рекламы в городе, которая позволяет лучше реализовывать различные городские программы, в этой сфере сегодня много нерешенных проблем. Среди положительных моментов он назвал значительную роль рекламы в информационной поддержке театральных фестивалей, концертов, выставок, спортивных мероприятий столицы. Также, по его словам, реклама помогает московским товаропроизводителям увеличивать объемы продаж, наращивать товарооборот, так как им предоставляются льготы - скидки до 50% на размещение рекламы своей продукции. Одной из главных проблем, которые предстоит решить в сфере наружной рекламы, В.Макаров назвал «засилье крупномасштабной рекламы в историческом центре города». Как он сообщил, последние два года в городе реализуются программы по сокращению рекламных конструкций на 15 городских автотрассах, рекламные площадки на 21 автотрассе находятся в стадии согласований, на 115 улицах - в стадии разработки. Кроме того, на 52% сокращено число конструкций по Можайскому шоссе, демонтировано более половины щитов на Олимпийском проспекте, закончен процесс оптимизации рекламного пространства на Кутузовском проспекте. «Темпы сокращения крайне малы и нас не устраивают. Мы снимаем с себя ответственность за низкую скорость работ, но причины, по большей части, - в медленном прохождении согласований», - заметил В.Макаров. Например, в прошлом году ГИБДД в 30 раз увеличило стоимость экспертизы, из-за чего процесс оформления застопорился на 2 года. Председатель Комитета по рекламе г.Москвы сообщил, что программой предусмотрен комплекс мер по ускорению этой работы. В частности, предложен на утверждение график реализации сокращения рекламных конструкций, подготовлен проект постановления правительства Москвы о демонтаже объектов наружной рекламы, разработана автоматизированная система оптимизации использования рекламного пространства. Среди других проблем председатель комитета назвал незначительное уменьшение количества устаревших конструкций наружной рекламы, установленных еще 10-15 лет назад. В то же время, по его словам, количество конструкций со сменным изображением увеличивается, но в общем объеме рекламных поверхностей замены мизерные. Предложенные в программе мероприятия должны решить и эту проблему: к концу 2007 года будут заменены свыше 22% всех имеющихся в городе конструкций, а в центре города – все 100%, сказал В.Макаров. Предлагаемые в программе меры помогут преодолеть сложившееся неравноправие между центром и окраинами города. Для решения проблемы автоматизации отрасли в рамках программы «Электронная Москва» будет создана автоматизированная система службы "одного окна". «В ближайшие дни в Тендерном комитете г.Москвы пройдет конкурс на разработку такой АС. До конца 2005 года система должна быть сдана в опытную эксплуатацию, а в 2006 году внедрена в промышленную», - подчеркнул В.Макаров. Еще один раздел программы посвящен совершенствованию законодательной базы. По словам В.Макарова, в первую очередь, это касается доработки новой редакции ФЗ «О рекламе». В частности, в нем отсутствует статья об обязательном пятипроцентном размещении социальной рекламы на рекламных носителях, нет понятия «социально значимая городская информация». Также, по мнению В.Макарова, в законе не проработаны вопросы размещения рекламы на городском и частном транспорте, а отдельные нововведения законопроекта могут привести к значительным финансовым потерям городского бюджета. «Комитет по рекламе представлен в рабочей группе Госдумы, уже подготовлены развернутые предложения для внесения изменений в законопроект значительно усиливающие позиции города», - сказал В.Макаров. Он также заметил, что в предлагаемой программе при общем объеме финансирования в 4 млрд 668 млн рублей менее 19% затрат будет произведено из целевого бюджетного фонда рекламы, все остальное - привлеченные внебюджетные средства. Заместитель председателя Москомархитектуры Игорь Воскресенский, содокладчик по данному вопросу, заметил, что проектная часть программы готовилась Комитетом по рекламе совместно с Москомархитектурой. «Необходимость подготовки и реализации целевой программы в значительной степени связана и с тем, что решение вопросов, связанных с определением места дорожной рекламы в городе, не может быть выполнена эффективно, без учета основных требований в формировании и сохранении своеобразия архитектурного облика Москвы», - сказал он. Москва и её центральная часть перенасыщена средствами наружной рекламы, но проблема возникла не вчера, а накапливалась годами, заметил И.Воскресенский. По его словам, значительное число рекламоносителей наиболее распространенного формата - 3х6 метров - морально устарело, несовершенство дизайна сетевых рекламных конструкций порождает другую проблему – их количество. «Там, где могла стоять одна конструкция, выполненная с использованием современных технологий и дизайнерских решений с мультиплицирующим механизмом, позволяющая чередовать несколько рекламных сообщений, толпятся несколько рекламных конструкций, мультиплицирующие градостроительный хаос и нагромождение», - сказал И.Воскресенский. По его мнению, при использовании современных материалов эту ситуацию можно существенно улучшить и органично встроить наружную рекламу в инфраструктуру городской среды, не сокращая при этом поступления в городской бюджет. Он также заметил, что, с одной стороны, число рекламных носителей сокращается, но появляются новые их виды, когда под рекламу используются строительные сетки. «Это вполне разумно, но, как правило, они представляют собой несоразмерные окружающей среде рекламные панно», - отметил И.Воскресенский. Москомархитектура предлагает 70% площадей таких панно использовать для информации о реконструируемых или строящихся объектах, например, как они будут выглядеть после окончания строительства, и только на 30% строительной сетки размещать рекламу. После выступлений докладчиков началось обсуждение программы. Председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе поинтересовался, как он оценивает введение ЕНВД в сфере наружной рекламы, и какое влияние это оказывает на развитие рынка – позитивное или, возможно, негативное.> В.Макаров ответил, что комитет самым активным образом принимал участие в разработке московского закона о ЕНВД в наружной рекламе. «В настоящий момент мы оцениваем его в большей степени негативно, потому что это приводит, по нашим представлениям, к недополучению налогов», - сказал В.Макаров. По его словам, у комитета имеется договоренность с московской налоговой службой, подписан договор о том, что по итогам первого полугодия ситуация будет проанализирована, после чего будут внесены предложения. Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев предложил объединить средства целевых бюджетных фондов префектур и городского целевого фонда для реализации программы развития наружной рекламы. «Можно ли эти средства объединить и проводить общую политику развития наружной рекламы в городе, не деля её на реализацию в префектурах и в городе?», - спросил он. В.Макаров ответил, что это осознанная позиция: все городские программы разрабатываются на средства целевого бюджетного фонда, а потом передаются в округа и префектуры для адаптации и использования. М.Вышегородцев продолжил: «В отличие от средств городского целевого бюджетного фонда, которые имеют четкое целевое назначение - использование на рекламу, средства, которые поступают в префектуру, не используются только на рекламу, а могут тратиться на другие программы». В.Макаров ответил, что расходование средств - это область компетенции префектов, и сколько таких средств пойдет на рекламу - это полностью их решение». М.Вышегородцев также предложил объединить усилия всех департаментов города по созданию сети электронных автоматических киосков. В ДПиРМП реализовывался проект создания информационно-справочной системы ГИСС, в программе «Электронная Москва» также есть подобный проект создания электронных киосков, связанных с Интернетом, поэтому необходимо объединить усилия, чтобы кто-то стал единым исполнителем, заметил он. В.Макаров сообщил, что распорядительный документ по установке электронных информационных киосков был согласован с Комитетом по туризму г.Москвы, Департаментом территориальных органов, программа утверждена Генеральным конструктором "Электронной Москвы", управлением информатизации и др. подразделениями, и согласился, что усилия необходимо объединить. Президент МТПП Леонид Говоров в своем выступлении заметил, что правительству Москвы, Комитету по рекламе необходимо более тесно взаимодействовать с общественными профессиональными объединениями, профессиональными гильдиями, и, в первую очередь, с Московской рекламной гильдией. Он предложил отразить в городской программе «вопросы безопасности и страхования носителей наружной рекламы». «Очень важно создать единый механизм страхования гражданской ответственности имущества, перерывов в хозяйственной деятельности для собственников и эксплуатантов средств наружной рекламы», - подчеркнул он. По словам Л.Говорова, необходимо также предусмотреть (в программе) методические вопросы оценки рисков и соответствующие тарифы на случай непредвиденных разрушений, падений конструкций. Также необходимо рассмотреть процедуру добровольной аккредитации и сертификации страховых компаний, которые занимались бы страховкой носителей наружной рекламы. «Все эти вопросы необходимо включить в соответствующий раздел программы», - заметил Л.Говоров. Он также предложил предусмотреть выпуск городских технических регламентов, устанавливающих требования по проектированию, изготовлению, монтажу и эксплуатации объектов. Вице-премьер правительства Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития г.Москвы Юрий Росляк предложил отразить в программе принцип распределения городского заказа на рекламную продукцию. «Сегодня порядок проведения конкурсов по размещению городского заказа установлен, весь городской заказ размещается через Тендерный комитет на конкурсной основе», - сказал Ю.Росляк. Подводя итоги заседания, Ю.Лужков отметил, что в городе сформировался рынок и конкуренция в области рекламы. «Непросто складывалось взаимодействие с рекламным бизнесом, но сейчас мы имеем достаточно эффективную систему взаимоотношений правительства города, Комитета по рекламе, бизнеса, который функционирует на рекламном рынке», - сказал Ю.Лужков. Он предложил Комитету по рекламе активнее участвовать в подготовке нормативных документов, так как уже несколько лет соответствующего современному представлению о рекламном деле закона ни на государственном уровне, ни на уровне города нет. «Рассмотрение ФЗ «О рекламе» откладывается, начинают действовать различные лоббистские силы», - уточнил мэр Москвы. По его словам, подготовленный проект ФЗ, который осенью будет обсуждаться в Госдуме, имеет серьезные недостатки. Ю.Лужков также высказал замечания по проекту программы развития наружной рекламы. По его словам, в ней должны быть отражены особые требования «к системной инспекции качества и безопасности рекламных мест», а увеличение доли современной наглядной рекламы - электронной и динамической – не должно мешать нормальной жизни горожан. Он подчеркнул, что к вопросам этики в рекламе нужно подходить осторожно - «цензура должна быть категорически исключена». По словам мэра, для того, чтобы развивались такие виды рекламы, как социальная, природоохранная, отечественной и московской продукции, нужно менять систему взаимоотношений с распространителями рекламной продукции. Юрий Лужков призвал увеличить долю города на рекламном рынке столицы. «Социальная, природоохранная реклама и реклама отечественной продукции очень слабо поставлены. Это говорит о том, что доли города в соглашениях с рекламщиками мизерны. Их нужно изменить в сторону увеличения права города на размещение гораздо более полезных для москвичей сообщений», «Доли соглашений с рекламщиками мизерные, их нужно менять систематически, подписывать новые соглашения с рекламными компаниями, позволяющими увеличить права города на размещение более полезных для москвичей видов рекламной информации или рекламных предложений», - подчеркнул Ю.Лужков. В заключение Ю. Лужков подчеркнул, что сокращение наружной рекламы в городе на 20% в 2007 году, предложенное Москомархитектурой, — «это слишком мало». Он предложил доработать программу в течение двух недель. |