16.08.2005 Фирмы-однодневки продолжают грабить туристов Хотя основной пик мошенничества в туристической отрасли пришелся на 90-е годы, и сейчас туристы сталкиваются со случаями обмана. Так, в конце июля из самого центра Москвы исчезла турфирма "Ренсо", зарегистрированная на имя Дмитрия Латыпова. Клиентка компании Елена обратилась к услугам фирмы в поисках путевки в сочинский санаторий "Зеленая роща", наткнувшись на рекламу в журнале "Туризм и отдых". "В фирме, номер лицензии которой был указан в объявлении, молодой человек по имени Дмитрий порадовал, что места есть. Нам сказали, что нужно ждать подтверждения, подбирали варианты билетов, - рассказывает Елена. - В назначенное время мы приехали в маленький офис с двумя сотрудниками - Дмитрием и девушкой". В обмен на деньги (почти 80 тыс. рублей) Елена получила договор и приходно-кассовый ордер. Однако, позвонив непосредственно в санаторий, она узнала, что с компанией "Ренсо" там не работают. В "Ренсо" ей предложили приехать за возвратом денег". Но в назначенное время вместо турфирмы Елена увидела еще человек 20 таких же обманутых клиентов, которые писали заявления в милицию. "Нужно не только попросить все документы (лицензию, регистрацию в налоговой инспекции и т.д.), но и проверить в соответствующих органах их подлинность, - прокомментировала заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Надежда Назина. - Также важно обратить внимание на офис. Если в нем один компьютер и сотрудница, то уже есть смысл усомниться в легальности такой компании". Кроме того, Назина заметила, что подтверждением о покупке тура может быть только сама путевка (или ваучер с билетами). Но никак не приходно-кассовый ордер, который был отменен Минфином еще с прошлого года. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, пока в этой ситуации люди предоставлены сами себе. "Единственное, что можно сделать, - обратиться в милицию, - говорит Янин. - Но шанс вернуть деньги - один из 1000". Обратиться стоит и в агентство по туризму. Так, в описанном случае заявления в милицию были написаны 27 июля, а в Ростуризме об исчезновении фирмы узнали только от "Известий" 10 августа. Через день лицензию у "Ренсо" отозвали. Но ведь почти за две недели фирму могли продать или реанимировать по другому адресу. "Есть и еще очень сложный случай, - говорит президент туркомпании "Митс" Валерий Шагин, - когда фирма не может выполнить свои обязательства из-за банкротства". До сих пор на слуху случай с компанией "Транссшоу", в результате банкротства которой пострадало несколько сот туристов в Гоа. Однако, как рассказала замруководителя Ростуризма, скоро ситуация может измениться. "Агентством подготовлены изменения к закону "О туристической деятельности" и к порядку лицензирования, - объяснила Назина. - Лицензия будет выдаваться компании только при наличии у нее банковских гарантий на определенную сумму". В частности, банк может предоставить гарантию, если компания откроет в нем страховой депозит на необходимую сумму. Из него в случае банкротства или исчезновения фирмы гражданам будут выплачиваться компенсации. Как рассказала Назина, сейчас проект находится на согласовании в Минюсте и уже на этой неделе может быть вынесен на рассмотрение правительства. А вот конкретную сумму, на которую будут требоваться гарантии, в Ростуризме пока назвать отказались. Завесу над этой тайной приоткрыл экс-президент туристической компании ВАО "Интурист", ныне советник руководителя Ростуризма Аббас Алиев. "Проект не вполне адекватно оценивает финансовые гарантии. Ведь гарантия в $120 тыс. - это всего два туристических рейса в ОАЭ. Даже для фирм-однодневок это мелочь. И ничто в сравнении с зарубежными инструментами защиты, где гарантия составляет 20% от оборота компании", - считает Алиев. Более того, сейчас предполагается, что гарантии будут требовать только от туроператоров, которые в свою очередь будут выступать гарантом для сотрудничающих с ними агентств. Поэтому Назина уверена, что в результате изменений перестанет существовать как минимум 50% турфирм. Невелика, как говорится, потеря. Сейчас имеют лицензии 25 тыс. компаний, то есть почти по фирме на каждого туриста. |