16.08.2005 «Почта России» сбирается потеснить банки на рынке международных денежных переводов Со вчерашнего дня «Почта России» снизила тарифы на международные денежные переводы в 2-4 раза, что позволит ей резко увеличить свою долю на этом рынке. Сейчас эта доля составляет 4-5%. По задумке авторов этой идеи, к 2008 г. эта доля составит 30-40%. Таким образом, сбываются прогнозы ряда специалистов по поводу того, что «Почта России» станет одним из крупнейших игроков и существенно потеснит в сегменте денежных переводов коммерческие банки. Это неудивительно. «Почта России» – абсолютный лидер среди игроков на рынке денежных переводов по размеру сети отделений, насчитывающая 40 тыс. почтовых офисов. За рубежом это учреждение также имеет большую сеть точек приема и выплат переводов благодаря своим контактам с национальными почтовыми операторами. По итогам 2004 г. услуги по денежным переводам составили около 10% всех доходов «Почты России». По словам представителей этого учреждения, данная услуга является одной их самых важных с точки зрения ее доходности, и дальнейшее развитие этого направления – один из главных приоритетов компании. Банкиры высказывали мнение, что стать серьезным конкурентом «Почте России» помешает традиционная неповоротливость, свойственная государственным учреждениям. Деньги, оправленные через почту, могли идти целый месяц. Однако с 1 января 2004 г. «Почта России» начала резко менять свою политику в этом секторе. Сначала она перешла на электронный способ перевода денег (проект получил название «КиберДеньги»), сократив время передачи финансов до 72 часов и снизив тарифы с 8% до 1-5%, в зависимости страны и суммы перевода. В результате через нее стали больше посылать. Так, в 2004 г. объемы денежных переводов через почту выросли на 60%, а доходы увеличились на 30%. Теперь почта повторно снижает тарифы, правда, на этот раз только на международные направления. Большинство участников рынка по-прежнему заявляют, что не опасаются конкуренции со стороны «Почты» как минимум по двум причинам. Первая – это неконкурентные сроки доставки денег, которые составляют трое суток, в то время как между большинством операторов рынка уже давно идет соревнование в скорости передачи клиентских средств даже не на часы, а на минуты. Вторая причина – это традиционная неповоротливость государственных предприятий, которые много декларируют, но мало выполняют. Что до второй причины, то она теряет актуальность. Как показывает опыт последних месяцев, в сферах, касающихся денег, государственные структуры демонстрируют большие успехи. Особенно наглядно этот факт проявился после летнего кризиса доверия на банковском рынке в 2004 г. Государственные банки оказались единственными из числа банков-нерезидентов, кто ничего не потерял в результате кризиса, а наоборот приобрел. Кто – новых клиентов, кто – новые активы по низкой цене. Мнение о том, что госструктуры больше не проявляют традиционную медлительность, когда дело касается денег, подтверждает и пример «Почты России», которая сейчас развивается наиболее активно, чем когда-либо. Помимо упомянутых изменений, она намеревается запустить в этом году пилотную рекламную кампанию международных денежных переводов и потратит на эти цели не менее 500 тыс. долл. По словам руководителя дирекции маркетинга и рекламы «Почты России» Оксаны Кучерявой, не исключено, что бюджет кампании будет увеличен до 2 млн долл. |