16.08.2005  Государства разработало меры против затоваривания книжного рынка

   В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) разработана программа на случай возникновения кризиса на книжном рынке. Ее идея заключается в том, что в случае масштабного затоваривания государство по заниженным ценам выкупит так называемый неликвид – книги, которые не удается реализовать, – и передаст их в систему библиотек.
   Некоторые эксперты называют эту схему наиболее действенной из всех предложенных и утверждают, что при постоянном мониторинге ситуации на рынке у Минфина и Роспечать будет возможность выделить на нее средства.
   Издатели и распространители придерживаются совсем иного мнения: они считают, что сама идея не слишком работоспособна, а главное – разовый вывод неликвида с рынка может лишь ненадолго перераспределить эти потоки, но проблемы не решит.
   Книжный бизнес стоит на пороге кризиса, вызванного дефицитом розничных мощностей. По разным оценкам, из 800 млн выпущенных в прошлом году экземпляров книг как минимум 300 млн до покупателей не дошли. И хотя сегодня в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, эта проблема почти решена, этого нельзя сказать о регионах, где по-прежнему ощущается дефицит книжных магазинов. Одним из путей решения проблемы стало открытие книжных отделов в супермаркетах и гипермаркетах.
   Задуматься о закупках неликвидных тиражей Роспечать заставил очевидный недостаток региональных книжных торговых сетей. Ситуация усугубляется еще и тем, что ритейлеры добиваются возврата невостребованных книг издателям и остатки начинают расти уже у последних. При этом темпы выпуска продукции сохраняются прежние. По некоторым оценкам, кризис должен был проявиться уже в середине этого года, однако рынок сумел с ним справиться. Тем не менее проблема осталась: по большому счету, решить ее может только значительное расширение дистрибуции в регионах.
   Способ решения проблемы, предложенный Роспечатью, не вызывает энтузиазма у издателей и распространителей. В книжном магазине «Москва» считают, что разумнее было бы не передавать неликвидные книги в библиотеки, а способствовать развитию книжной торговли в регионах. Об этом же говорят и в издательстве «Эксмо». «Данная мера совершенно не рыночная. Более того, она не имеет смысла, так как не решает проблемы, а, наоборот, усложняет ее. Так, например, что считать остатками книжной продукции? – удивляется генеральный директор издательства Олег Новиков. – Если и существуют бюджетные деньги, которые можно направить на поддержку книжного бизнеса России, то целесообразно было бы вложить их в развитие розничных и товаропроводящих сетей в регионах, поскольку именно из-за их недостаточного развития большинство населения, особенно в глубинке, ограничено в доступе к имеющемуся ассортименту книжной продукции. Российские издатели со своей стороны делают все возможное, чтобы книга оставалась доступной читателям. Сейчас в стране стоимость книги на порядок ниже, чем за рубежом. При этом уровень полиграфии наших изданий вполне соответствует западным стандартам, и себестоимость качественного издания почти такая же, как за рубежом».
   Вице-президент по маркетингу и стратегическому развитию холдинга «Олма-медиа групп» Олег Савич считает, что сегодняшняя ситуация рано или поздно заставит участников рынка пойти на действенные меры. Однако более вероятно, что через несколько лет отечественный книжный рынок станет более привлекательным для иностранных игроков. «Сейчас рынок демонстрирует, можно сказать, нулевой рост, и, по всей видимости, в 2006 г. произойдет его снижение в натуральных показателях и рост по денежным показателям – за счет инфляции, – считает он. – Кардинально что-либо может измениться, если появится крупный западный игрок с сетью на 100–200 магазинов. Либо будет продолжаться постепенное развитие розницы. Это может привести к повышению качества товаропроводящих путей, но не раньше 2012–2015 гг.»