16.08.2005  Россия учится держать крылья

   
   Решение одной из главных задач по спасению находящейся в кризисе российской авиационной промышленности - создание Объединенной авиастроительной корпорации - уже не за горами. На прошлой неделе глава Минпромэнерго России Виктор Христенко заявил, что проект указа о создании ОАК уже подготовлен и проходит согласование. Указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) даст старт интеграции предприятий авиапрома. По мнению руководителя Федерального агентства по промышленности (Роспрома) Бориса Алешина, только объединив усилия всех авиапредприятий и КБ, Россия сможет возродиться как одна из ведущих мировых авиационных держав и занять подобающее ей место среди крупнейших производителей летательных аппаратов. Сегодня, по его словам, главная конкуренция на рынке авиационной техники разворачивается не внутри страны, а на международном уровне.
   Нынешний российский авиапром, насчитывающий в своей структуре около 320 предприятий, находится в сложном положении. Основной же причиной этого сложного положения является отсутствие у отечественных авиапроизводителей финансовых ресурсов для разработки и серийного освоения современных модификаций воздушных судов, соответствующих мировым стандартам. К тому же существует и мощная конкуренция со стороны западных фирм, осуществляющих поставки по лизингу подержанных самолетов.
   Надо отметить, что решение об объединении отечественных производителей авиатехники в ОАК было принято на заседании Госсовета еще 22 февраля 2005 года. На сегодня, как отмечают в Минпромэнерго России, уже определены первоочередные задачи по этому решению. Пожалуй, в первую очередь к ним относятся акционирование государственных предприятий, подлежащих включению в ОАК, и, конечно же, тщательная оценка активов частных компаний.
   Судя по всему, решение этих задач возложено на некоммерческое партнерство "Объединенный авиастроительный консорциум", образованное предприятиями, которые и войдут в единый авиахолдинг. Причем процесс создания предусматривает на первом этапе консолидацию активов государства, на втором - бизнеса.
   К тому же предусматривается акционирование авиастроительных ФГУПов, а также создание ОАО ОАК, в котором будут объединены авиастроительные активы государства и частного бизнеса.
   Как считает Виктор Христенко, пока неизвестно, какое будет соотношение активов государства и частного бизнеса в ОАК, впрочем, по самым грубым оценкам, активов государства будет достаточно, чтобы оно сохранило контрольный пакет акций в Объединенной авиастроительной компании.
   "Мы рассчитываем не просто на кооперацию по типу заказчик-поставщик, - уточнил Христенко. - Мы ждем полноправного сотрудничества в рамках разделения рисков в создании и производстве аэрокосмической техники. Это означает, что мы определим области, где Россия будет действовать самостоятельно, а где будут ниши иностранных Компаний".
   Первые решения в этом вопросе намечены в рамках начавшего свою работу авиасалона МАКС-2005, где предполагается анонсировать не менее 20 контрактов на сумму около 380 миллионов долларов. В основном это поставки за рубеж вертолетной техники, спортивных самолетов и авиадвигателей. Летающий же образец отечественного среднемагистрального самолета семейства RRJ, способного конкурировать с западной продукцией, планируется выпустить только на следующий год. Судя по всему, в ожидании этих событий российский рынок откроют для западной авиатехники, причем предоставление кредита лизинговым компаниям на ее закупку - вопрос решенный.
   По мнению главы Роспрома, ОАК сможет на равных конкурировать с ведущими зарубежными авиастроительными компаниями, подчинив своему влиянию не менее 10 процентов мирового рынка авиации, оцениваемого сегодня в 1,7 триллиона долларов.