15.08.2005  Интернет наводнят книгами

   Участники рынка интернет-торговли, работающие в сегменте продажи книг, полагают, что в скором времени конкуренцию им составят крупные оптовые компании, ищущие новые каналы сбыта.
   Маркетинговое агентство Step by Step на этой неделе опубликовало исследование книжного рынка России. По его данным, до 12% книжной розницы приходится на интернет-магазины. Это довольно существенный показатель с учетом того, что в России сейчас выпускается порядка 700-800 млн экземпляров книг, а реализуется из них порядка 500 млн.
   По данным Российской книжной палаты, в 2004 г. в стране было выпущено 90 тыс. наименований книг общим тиражом 700 млн экземпляров. В действительности эта цифра несколько выше и оценивается экспертами в 800 млн. Специалисты отмечают, что, несмотря на эти показатели, на рынке намечается серьезный кризис перепроизводства: изрядная доля книг попросту не доходит до полок книжных магазинов. При этом товар по-прежнему остается весьма востребованным потребителями, однако получить весь ассортимент, особенно в дальних регионах, они не могут.
   Отчасти проблему решает интернет-торговля: по мнению аналитиков в сфере электронной коммерции, книги – наиболее гармоничный товар для продажи в сети. По данным «Яндекс.Маркета», рост в книжном сегменте продолжается, за последний год он составил порядка 25%.
   Вместе с тем специалисты ожидают существенных изменений на книжном рынке в ближайшее время. Они, в частности, связаны с тем, что ввиду кризиса перепроизводства в книжной отрасли ее игроки будут искать дополнительные каналы сбыта своей продукции, одним из которых может стать Интернет.
   «Книжный рынок встал перед проблемой затоваривания, – сообщил PR-директор интернет-магазина «Озон» Михаил Ятковский. – Продукции сейчас выпускается больше, чем можно продать. Поэтому многие розничные торговцы обращаются к идее развития всех возможных каналов связи. Сейчас идет консолидация офлайновых магазинов, открываются крупные стоки».
   По его мнению, в ближайшие полгода-год можно ожидать, что крупные оптовые игроки начнут активно осваивать сегмент интернет-торговли книгами. «При этом у них есть ряд очевидных преимуществ, – полагает г-н Ятковский. – Прежде всего речь идет о компаниях, уже имеющих складские помещения, а значит, им будет проще диверсифицировать отгрузки товара, удешевить доставку. К тому же существующая сеть магазинов позволит им создавать на их основе пункты самовывоза. И наконец, все эти точки объединены в единую информационную систему. При существовании такой структуры можно начать реализовывать программу по торговле книгами через Интернет».
   До тех пор, пока не начался процесс активного вхождения в этот сегмент сети традиционных участников книжного рынка, его ожидает эволюционный рост. Во всяком случае, пока предпосылок для резкого скачка продаж не предвидится. Однако ситуация может усложниться в связи с появлением новых конкурентов, в том числе и по причине возможного демпинга.