15.08.2005  Трехмерный звук ищет покупателя

   Профессор Германского государственного института Фраунхофера Хайнц Бранденбург изобрел систему трехмерного звука, способную изменить ощущения зрителей от просмотра кинофильмов. Но ее внедрение потребует терпения, времени и денег.
   Владельцы кинотеатров не торопятся устанавливать дорогостоящее оборудование, а создатели фильмов — использовать новый формат. Но профессор все равно надеется, что рано или поздно его изобретение найдет путь к потребителю.
   Профессор Карл-Хайнц Брандербург - один из нескольких ученых Германского государственного института Фраунхофера, которые в 80-е годы разработали стандарт MP3. Этот стандарт обрел широкую популярность после того, как компания Apple выпустила плейер iPod. Именно благодаря MP3 у меломанов всего мира появилась возможность скачивать и прослушивать тысячи песен.
   Очередное изобретение профессора Бранденбурга — технология Iosono — посвящено в первую очередь качеству звука. Многоопытный 51-летний изобретатель не сомневается, что Iosono станет стандартом в отрасли. “Когда-нибудь, может быть через год, или через пять лет, или через семь, или через 10, постепенно весь мир перейдет на Iosono”, — уверен Бранденбург. “Iosono — это звук в трех измерениях, — поясняет профессор Бранденбург. — Получается своеобразная звуковая голограмма”.
   В основе технологии Iosono лежат ни много ни мало 19 патентованных изобретений. По сути, это метод генерации звуковых волн, которые воссоздают натуральную атмосферу более правдиво, чем традиционные методы воспроизведения. Естественно, алгоритмы генерации весьма сложны, но результат их работы впечатляет. “Кажется, что звук может исходить из любой точки как внутри, так и снаружи замкнутого пространства. Вообразите, что сзади к креслу зрителя крадется тигр, а по соседним рядам прыгают сверчки”, — утверждает буклет компании.
   Тем не менее остается вопрос, сумеет ли компания Iosono убедить потенциальных клиентов, что будущее именно за этой технологией. Самый большой шанс на успех — это, конечно, Голливуд. Поэтому прошлым летом компания Iosono открыла свой второй демонстрационный зал в Лос-Анджелесе. В Голливуде новую технологию оценили по достоинству, утверждает Палмер: “В нашем зале побывало более тысячи представителей киноиндустрии и шоу-бизнеса. Это и предприниматели, и технические специалисты, и люди творческих профессий. Теперь о нас говорит весь город”.
   Но убедить киноиндустрию перейти на новый стандарт гораздо сложнее, чем заставить людей говорить о себе. Студии неохотно переходят на новую технологию, поскольку кинотеатры не оборудованы для нового формата. А владельцы кинотеатров не хотят закупать новое оборудование, пока нет фильмов, записанных в формате Iosono.
   Пока Iosono собирается сконцентрироваться на продаже технологии тематическим паркам, планетариям и концертным залам. Но тем временем все острее встает вопрос о том, хватит ли у компании средств, чтобы дожить до победы нового формата.
   Текущего капитала должно хватить до конца года; и в Германии, и в США идут разговоры о получении $5-10 млн от венчурных капиталистов. По прогнозам, этой суммы должно хватить Iosono на ближайшие 2-3 года. В эту сумму входит запланированное сооружение демонстрационных площадок в Германии и Нью-Йорке, в том числе и в ночных клубах. “Диджеям понравятся возможности новой системы”, — уверен Палмер.
   Возникает извечный вопрос: если все будет хорошо, кто сумеет заработать на этой технологии? По германским законам исследовательский институт Фраунхофера не имеет права вкладывать деньги в дочерние компании. Но он внес в акционерный капитал компании несколько важных патентов и поэтому остается одним из крупнейших акционеров. Еще один крупный акционер — профессор Бранденбург вложил в компанию часть денег, полученных от продажи прав на MP3.